На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Тарифы «Транснефти»: правильное сравнение

Александр Дармин

Каждое запланированное повышение тарифа на прокачку нефти от «Транснефти» вызывает недовольство у нефтяников. Звучат фразы о том, что в России самые высокие ставки на транспортировку нефти, что именно из-за этого в России высокие цены на бензин, и проще вообще не добывать нефть, чем перевозить ее по таким ценам. Но это, как говорится, от лукавого, ведь трубопроводный транспорт и трубопроводы «Транснефти» в частности – один из наиболее экономичных и надежных способов транспортировки нефти.

Первым делом - трубопроводы
 
Можно, конечно, использовать традиционные виды транспорта. На море грузить добываемую нефть в танкеры, на суше в железнодорожные цистерны. Но выгодно ли это? Танкерный флот недешев, требует больших затрат на эксплуатацию и экологически довольно опасен. К тому же регулярность такого сообщения могла бы быть лучше: как известно, до сих пор скорость движения морского транспорта во многом зависит от погоды.
 
Железные дороги, которые предлагаются соперниками трубопроводного транспорта, испытывают большую нехватку подвижного состава и не могут гарантировать погрузку больших объемов той же нефти. Сами нефтяники утверждают, что вагоны подаются несвоевременно, сделанные заранее заявки срываются, стоимость перевозки продукции с началом реформы РЖД ощутимо растет. При этом, по всей трассе стоят десятки брошенных вагонов без локомотивов. Такой уровень управления перевозок для поставок нефти за границу точно не подходит. Экономическое сравнение также не в пользу железных дорог: на доставку каждой тонны нефти по трубам требуется в 10 с лишним раз меньше трудовых затрат, чем для ее перевозки по железным дорогам.
 
Еще один яркий пример – когда Белоруссия доставляла нефть на свои НПЗ из Одессы, цена транспортировки одной тонны составляла порядка $43, а после начала работы трубопровода «Одесса-Броды» снизилась до $15. Получается, что трубопроводы экономичнее и железнодорожного и морского транспорта, к тому же дают гарантии, которых другие дать не могут. Правда, единовременно строить трубопроводы довольно дорого, поэтому компания «Транснефть» время от времени вынуждена поднимать тарифы для реализации своих инфраструктурных проектов.
 
Тарифы любят счет
 
Тарифная политика является одним из главных инструментов достижения экономических целей транспортной компании. В основе определения величины тарифов за транспортировку нефти - нормативно-правовые акты и методика расчета тарифов за услуги по перекачке, перевалке и наливу нефти в системе магистральных нефтепроводов России.
 
Тариф должен обеспечивать получение средств, необходимых для реализации комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистрального транспорта нефти, а также для осуществления закупок по импорту в целях поддержания нефтепроводов на безопасном техническом уровне эксплуатации. Стоит отметить, что нефтепроводный транспорт - единственный вид деятельности в России, где используются основные положения концепции ценообразования, с контролем на уровне Правительства.
 
Процедура расчета транспортных тарифов состоит в следующем: предприятия планируют тарифную выручку и грузооборот по участкам сетей, находящихся под их управлением. Отношение тарифной выручки к грузообороту дает значение удельного тарифа в руб./100 т км на территории данного предприятия.
 
Таким образом, «Транснефть» определяет тарифы на транспортировку нефти по формуле:
 
Т(тариф)= ТВ(тарифная выручка) / Г(грузооборот),
 
где ТВ – необходимый объем средств для работы системы «Транснефть» на год;
Г – товарно-транспортная работа, по заявкам нефтяных компаний.
 
Обычно в объем средств, необходимых для работы, включают рациональные затраты, расходы на текущий и капитальный ремонт и нормальную прибыль (15-20% к текущим затратам и реально проинвестированным капитальным вложениям). Прямые затраты в тарифной выручке занимают около 62 %, прибыль – 22 %, налоги на прибыль и учитываемые в себестоимости, включая сбор на перекачку нефти – 22,5 %.
 
Также сюда входят не только затраты на текущую деятельность компании, но и траты на реализацию ее будущих проектов. А эти проекты, по сути, дают нефтяным компаниям возможность выбирать то, куда им направлять нефть, и как осваивать месторождение. Не будем забывать, что все трубопроводы строятся здесь и сейчас, тогда как деньги за транзит нефти по этой трубе компания получит только после ее возведения. Получается, что приходится занимать их у банков, оплачивая процентные ставки. Напомним, что бюджетных средств ни для строительства ВСТО, ни для БТС-2 не использовалось.
 
После того, как «Транснефть» рассчитает предполагаемый тариф, он отправляется на согласование в Федеральную службу по тарифам, которая и решает, рационален ли этот тариф для компании и утверждает его повышение или нет. Отметим, что, несмотря на государственный статус компании, видно, что сдерживание тарифа – государственная политика. И если в период с 2004 по 2010 год средний удельный тариф вырос более чем в два раза, то в ближайшие годы подобное исключено.
 
Получается, что тарифы на прокачку нефти зависят сразу от нескольких факторов, среди которых важнейшими являются объем прокачиваемой нефти, стоимость деятельности компании «Транснефть» с учетом инфляции и банковских ставок, а также решения ФСТ. Соответственно, каждый год он меняется, ведь меняются все составляющие приведенного выше уравнения. Есть ли способ считать тариф по-другому?
 
В будущем в компании планируют ввести сетевой тариф (стоимость прокачки нефти не привязывается к конкретному направлению, а определяется для всей сети в целом и зависит от расстояния) для всей своей транспортной системы. Не исключено, что сетевой тариф станет «районным» – в компании выделят определенные районы в стране, в каждом из которых будет свой тариф.
 
Также в компании говорят о возможном введении долгосрочных тарифов на прокачку нефти. Несколько лет назад по схеме долгосрочных отношений работала французская Total, но эта схема оказалась нежизнеспособной из-за того, что французы не могли предоставить постоянных объемов нефти. В то же время, долгосрочный тариф видится выгодным как для нефтяников, которые могут закладывать его в свои затраты на годы вперед, так и для «Транснефти», которая сможет прогнозировать свои доходы в будущем, строя новые трубопроводы. Главная проблема – неготовность нефтяников гарантировать объемы прокачки. Систему долгосрочной тарификации логично применять только в отношении наиболее крупных поставщиков, которые могут законтрактовать объемы сырья на 5 -10 лет вперед, а заглядывать так далеко и давать гарантии в России пока не может никто.
 
Тарифы на услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам компании «Транснефть»
 

Показатели
руб/100т.км
декабрь 2001
9,25
декабрь 2002
10,46
декабрь 2003
11,44
декабрь 2004
12,65
декабрь 2005
15,22
декабрь 2006
16,73
декабрь 2007
18,04
декабрь 2008
23,85
декабрь 2009
29,31
декабрь 2010
38,57
декабрь 2011 (прогноз)
41,64

 
 
В 2009 году тарифы «Транснефти» повышались дважды: на 15,7% с января и на 4,4% в июле. В 2010 году тарифы повышались три раза: на 15,9% с января, на 3,3% с августа и на 9,9% с декабря. В 2011 году показатель роста тарифов скромнее – на 2,8% с сентября и на 5% с ноября. По данным ФСТ, в 2012 году повышения тарифа не будет, что представляется сложно выполнимым. Конечно, нефтяники жалуются, ведь, по их мнению, максимум, на какую сумму должны расти тарифы – это инфляция. Жалобы выглядят, по крайней мере, странными.
 
В 2009 году в официальном документе Федеральной службы по тарифам говорилось, что до 2014 года тарифы на прокачку нефти будут расти на 15% в год. Тогда это не вызвало такой бурной реакции. Не стоит забывать, что ключевым моментом в дальнейшей динамике транспортных тарифов должны стать 2013-2015 годы: в это время инвестиционные расходы «Транснефти» будут существенно сокращены, а значит, нефтяники вполне обоснованно смогут рассчитывать на сокращение стоимости услуг трубопроводной монополии. Но, как кажется, это вряд ли произойдет – нефтяники сами, во многом, виноваты в росте тарифов, так как не всегда на деле подтверждают заявленные объемы, что приводит к пересмотру тарифа в сторону увеличения из-за падения грузооборота.  Плюс, компании нужно будет возвращать значительные суммы, которые были взяты в банках.
 
Доля тарифов «Транснефти» в цене нефти Urals
 

Год
Средняя цена Urals ($ за баррель)
Доля тарифа “Транснефти” (%)
2006
60,9
3,27
2007
69,3
3,26
2008
94,4
3,05
2009
61,1
4,63
2010
78,2
4,46
9 месяцев 2011
109,37
~3,3

 
 
Почувствуйте разницу
 
Несмотря на значительный рост тарифов в последние годы, они продолжают оставаться на относительно невысоком уровне по сравнению с тарифами других транспортных компаний. В частности, тарифы «Транснефти» в 2–3 раза ниже (в зависимости от направлений), чем тарифы РЖД. В отличие от зарубежных компаний расценки «Транснефти» (1,27 $/100 тlкм) также выглядят более привлекательно (словацкая TRANSPETROL и чешская MERGO –1,30 $/100 тlкм, «Укртранснафта» – 1,33 $/100 тlкм, канадская ENBRIDGE – 1,62 $/100 тlкм, «KazTransOil» – 2,25 $/100 тlкм).
 
Таким образом, тарифы «Транснефти» близки к европейским, хотя российская компания и вынуждена строить трубопроводы на куда большее расстояние. Не стоит забывать, что та же Украина вводит тарифы на прокачку нефти по своей территории в евро, а не долларах, что делает их выше в результате плачевного состояния экономики Евросоюза и ослабления его валюты.
 
По нашим данным, тариф «Транснефти» ниже аналогичного в сопредельных государствах на довольно приличную сумму. Так, в Латвии он выше в 1,6 раза, а в Литве – в 1,8. В интервью директора департамента экономики «Транснефти» Павла Серикова, топ-менеджер компании рассказывает об исследовании одной организации, в которой говорилось, что «средний удельный тариф на транспортировку нефти в Канаде составляет $0,71 за 100 тlкм, в США – $0,93 за 100 тlкм». Особенно интересными выглядят конкретные примеры: в частности, указывается, что тарифы крупнейшей североамериканской нефтетранспортной компании Enbridge при транспортировке нефти в Канаде по маршруту «Edmonton – Chippewa» составляли $0,42 за 100 тlкм, а в США, по маршруту «Clearbrook – West Senec»a, – $0,82 за 100 тlкм. Нашими специалистами с сайта компании Enbridge получены исходные данные и осуществлен расчет тарифа на транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу (Line 9) по территории Канады по маршруту Montreal – Sarnia. Величина этого реального тарифа составляет $1,62 за 100 тlкм, но его почему-то «забыли» указать зарубежные исследователи».
 
Если же смотреть на тарифы на прокачку нефти в США, то можно увидеть, что по маршруту «Нейч – Клирбрук» он достигает $3, «Клейборн Периш – Кальказье» – $2,3, а «Нейч – Стокбридж» – $1,67. Конечно, есть и ставка $0,88 на трубопроводе «Бови – Кашин», но это, скорее, исключение из правил. Вцелом, тарифообразование в США и Канаде сильно отличается от европейского из-за отсутствия монополии на транспортировку нефти, поэтому в стране есть трубопроводы разной длины, а соответственно, и цены, поэтому и тарифы на них могут значительно разниться. 
 
Средний тариф на транзит нефти по итогам 2010 года
 

Компания
Тариф ($/100 ткм)
Транснефть (Россия)
1,27
TRANSPETROL (Словакия)
1,3
MERGO (Чехия)
1,3
Укртранснафта (Украина)
1,33
ENBRIDGE (Канада)
1,62
KazTransOil (Казахстан)
2,25

 
 
Часто говорят о том, что из-за роста тарифов растут цены на бензин. Это действительно так, но сумма такого прироста просто незначительна – порядка 2%.  2% - это стандартный для современной России рост цена на заправках в месяц и без роста тарифов. Не случайно, что ФАС штрафует за это только нефтяные компании. Когда цены на нефть были низки, в 1996 году тарифы действительно прибавляли к стоимости бензина 9,5%, а лет пять назад – 3,5%. Кстати, по подсчетам экспертов, в мире эта цифра колеблется в районе 6-10% в зависимости от страны. Как говорится, почувствуйте разницу.
 
Это говорит о том, что всегда нужно тщательно относиться к любым исследованиям, где за основу сравнения не взяты компании в равных условиях хозяйствования и протяженности трубопроводов. В этом плане, «Транснефть» в мире сравнивать просто не с кем. Это необходимо учитывать, если кому-то вновь захочется сказать о самых высоких тарифах в мире и сравнить с иностранными компаниями.
 
 
Александр Дармин – главный редактор портала TopNeftegaz.ru
 
 
 
 
 

28.11.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены