На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Бургас-Александруполис»: чего ждать России?

Александр Шток

В начале декабря 2012 года правительство Болгарии направило официальное уведомление акционерам консорциума по реализации нефтепровода «Бургас-Александруполис» о своем выходе из проекта. Болгария заявила о расторжении межправительственного соглашения о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода «Бургас-Александруполис».

Основной причиной такого решения, по официальной версии, стала экономическая нецелесообразность проекта. «Болгария вышла из проекта, потому что он не может быть реализован на условиях и финансовых показателях, изложенных в соглашении 2007 года», – заявил вице-премьер и министр финансов Болгарии Симеон Дянков. Таким образом, на данный момент дальнейшие перспективы нефтепровода «Бургас-Александруполис» весьма туманны.
 
Болгарская заморозка
 
Изначально на проект «Бургас-Александруполис» возлагались большие надежды. Сам маршрут появился еще в 90-х годах прошлого века. Причем изначально это был газопровод. Однако дальше идеи дело не пошло. К маршруту вернулись уже в нулевых годах нового столетия. Стремительный рост потребления нефти, запуск новых нефтяных проектов в каспийском регионе требовал новых транспортных решений. Турецкие проливы Босфор и Дарданеллы загружались все больше и больше, работая на пределе своих пропускных возможностей. Был необходим альтернативный маршрут транспортировки нефти от черноморского побережья в Европу. В результате, проект «Бургас-Александруполис» снова стал востребованным.
 
В 2007 году страны-участники проекта Россия, Греция и Болгария заключили межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода «Бургас-Александруполис». Протяженность маршрута должна была составить около 300 километров по территории Болгарии и Греции. Мощность проекта – 35 млн. тонн в год с возможностью расширения до 50 млн. тонн. В болгарский Бургас нефть планировалось доставлять танкерами из российских портов. Из греческого Александруполиса нефть должна была транспортироваться в другие средиземноморские порты. Таким образом, данный маршрут позволял обойти загруженные турецкие проливы.
 
Однако в 2009 году в Болгарии прошли выборы в парламент, и пришедший к власти премьер-министр страны Бойко Борисов заявил о приостановке совместных с Россией энергетических проектов. Заморожен был, в том числе, и нефтепровод «Бургас-Александруполис».
 
Изначально к проекту выдвигались экологические претензии. Но проведение экспертизы маршрута подтвердило экологическую безопасность проекта. Но Болгария не торопилась возобновлять работы над проектом. Между тем другие участники проекта – Россия и Греция, несмотря на пассивное поведение Болгарии, продолжали финансировать работу над маршрутом. В частности, шла проработка ТЭО проекта. В результате к моменту объявления о выходе Болгарии из проекта, страна накопила задолженность по финансированию «Бургас-Александруполис» в рамках консорциума в размере около 6,2 млн. евро.
 
Долг придется оплатить
 
Односторонний выход Болгарии из проекта грозит стране крупными финансовыми издержками. Помимо требований о погашении задолженности к Болгарии могут быть применены и санкции за отказ от проекта. За односторонний выход из консорциума с Софии может быть взыскано от 500 млн. евро. Впрочем, Болгария уверенно заявляет, что сможет избежать этих санкций и готова отстаивать свою позицию в судах. Каковы шансы на благополучный для Софии исход возможного судебного разбирательства пока сказать сложно, для этого необходимо знать нюансы межправительственного соглашения о создании консорциума. Что же касается задолженности по финансированию проекта, то ее Болгарии, судя по всему, придется погасить. 
 
В принципе, нельзя сказать, что заявление Софии о выходе из консорциума стало неожиданностью. После смены правительства в 2009 году Болгария сразу дала понять, что не заинтересована в маршруте. Греция, ослабленная долговым кризисом, особой активности по продвижению проекта не принимала. Тем не менее, Афины не отказывались от участия в реализации маршрута. В феврале 2011 года Россия, видя пассивность болгарской стороны, впервые сообщила о вероятности закрытия проекта. В декабре 2011 года Болгария все же объявила о своем выходе из «Бургас-Александруполис».
 
Выбор есть всегда
 
Между тем, проблема альтернативного маршрута турецким проливам сохраняется. К тому же в скором времени на черноморское побережье России начнут поступать дополнительные объемы нефти, которые нужно будет транспортировать далее в Европу. В частности, акционеры Каспийского трубопроводного консорциума согласовали увеличение мощности трубопровода КТК, что значительно увеличит объемы поставок в российские порты каспийской нефти. И это сохраняет шансы для реализации нефтепровода «Бургас-Александруполис».
 
Во-первых, Болгария объявила об экономической нецелесообразности проекта, основываясь на документах 2007 года. Однако попыток договориться о новых, более выгодных, условиях София не предпринимала. Возможно, предложив новые условия, Болгарию все же удастся убедить принять участие в проекте.
 
Во-вторых, то, что Болгария не готова участвовать в реализации нефтепровода «Бургас-Александруполис», не означает, что проект будет обязательно закрыт. Если страна даст соглашение на строительство маршрута, теоретически нефтепровод может быть построен и без участия правительства Болгарии.
 
Впрочем, пока острой необходимости в обходе турецких проливов нет: российские танкеры там не простаивают. Но к моменту расширения КТК альтернативные маршруты потребуются. Прежде всего, это турецкий транспортный коридор. Здесь стоит отметить проект нефтепровода «Самсун-Джейхан». По сравнению с «Бургас-Аленсадруполис» это более длинный маршрут. К тому же расчетная стоимость транспортировки нефти по турецкому трубопроводу гораздо выше, чем по болгарскому маршруту. Наконец, прокладка нефтепровода будет затруднена природными условиями: местность в этом районе Турции – гористая, да и сейсмическая ситуация нестабильна.
 
Среди других альтернатив болгарскому нефтепроводу - варианты, связанные с Румынией, Албанией, Македонией. Трубу можно также проложить вдоль Босфора по европейской части Турции, хотя близость базы НАТО усложняет данный проект. Если продолжать рассматривать Турцию, то Анкара недавно сообщила о намерениях построить еще один искусственный пролив, который соединит Черное и Средиземное моря, тем самым решив проблему загруженных действующих проливов.
 
Таким образом, у России есть несколько вариантов для реализации проекта в обход проблемных турецких проливов. Однако спешить не следует. Болгарская сторона за последние годы показала, как легко гнев может смениться на милость. Главным фактором здесь может стать финансовая сторона вопроса. Если Болгария не получит согласия России на выход из проекта, ей придется выплачивать многомиллионные компенсации, в том числе и за урон репутации. Вопрос, готова ли София к таким тратам. А если нет, то у проекта «Бургас-Александруполис» может быть продолжение.
 
Александр Шток - директор департамента Due Diligence «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»
 
 

23.12.11

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены