На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Итоги 2011: новые маршруты и перспективы

Елена Прядёхина

Подводя итоги 2011 года можно с уверенностью сказать, что для российской нефтепроводной отрасли, он был удачным. Главными событиями прошлого года, по праву можно назвать начало поставок российской нефти в Китай, запуск нефтепровода «Пурпе-Самотлор», завершение строительства линейной части ВСТО-2.

ВСТО: опережая сроки
 
9 сентября 2011 года в Приморском крае был сварен «золотой» стык линейной части второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Строительство одного из самых масштабных проектов современности – нефтепровода протяженностью 5 тысяч километров – практически завершено. Уже к концу 2012 года с опережением сроков строительства примерно на два года нефтепровод должен быть введен в эксплуатацию. Планируется, что, мощность проекта при этом будет доведена до 50 млн тонн в год.
 
Успешным можно назвать прошедший год и для спецморнефтепорта «Козьмино», конечной точки ВСТО. В 2011 году СМНП «Козьмино» полностью выполнил план по отгрузке нефти. Объем экспорта составил 15 млн 199 тыс. тонн нефти. План по отгрузке нефти в 2012 году также составляет 15 млн тонн.
 
По итогам прошлого года наибольшее количество нефти было отправлено в направлении США – 27 %; вторую позицию занимает Япония – 19 %; затем идут Китай – 18 %, Южная Корея – 13 % и Филиппины – 9 %. Меньшие доли имеют Тайланд – 7 %, и Сингапур – 4 %; Перу, Индия, Индонезия – по 1 % каждая. Впервые, расширив географию экспорта, получателем нефти нового сорта ESPO стала страна Южной Америки – два танкера из порта «Козьмино» ушли в направлении Перу.
 
СМНП «Козьмино» активно готовится к увеличению мощности системы ВСТО: возводится дополнительная система учета нефти на береговых и причальных сооружениях, продолжается обустройство причала № 2 для приема одновременно двух танкеров и строительно-монтажные работы на пункте приема нефти. На 2012 год также запланированы мероприятия ФГУП «Росморпорт» по дноуглублению акватории в районе причала № 2 и укреплению подходной дамбы для обработки танкеров дедвейтом от 80 до 150 тыс. тонн.
 
До окончания работ по строительству второй очереди трубопроводной системы ВСТО количество отгружаемого сырья из спецморнефтепорта «Козьмино» останется на прежнем уровне. Таким образом в 2012 году планируется отправить на экспорт 15 млн тонн нефти. По утвержденному графику подачи и расстановки тоннажа в январе в порту будет обработано 13 судов.
 
Китайский запуск
 
1 января 2011 года официально начались коммерческие поставки российской нефти в Китай по отводу от системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Однако с первого месяца работы нефтепровода началась проблемы, связанные с оплатой за поставляемую нефть. Россия ежемесячно стала недополучать около $20 млн из-за того, что Китай в одностороннем порядке пересмотрел стоимость транзита российской нефти до Сковородино.
 
Из-за уменьшения оплаты китайской стороной за российскую нефть пострадавшими стали «Роснефть» и «Транснефть». CNPC должна была заплатить за поставки 1,25 млн тонн нефти из России $555,3 млн. - согласно контракту, подписанному еще в феврале 2009 года. Но оплачено было на 7% меньше - лишь $516,9 млн. Тем не менее, несмотря на потери, «Роснефть» и «Транснефть» продолжали поставлять нефть китайской стороне.
 
В конце мая 2011 года китайская сторона погасила часть задолженности российским компаниям. Переговоры о выплате оставшегося долга затянулись до осени. В ходе визита российской правительственной делегации в Пекин в октябре 2011 года, вице-премьер Игорь Сечин сообщил об урегулировании всех вопросов с поставками нефти.
 
Подробности достигнутого соглашения не раскрывались. «Это особое искусство, особая культура - реализовывать такие проекты на долгосрочной основе. Считаю, что за 20 лет еще может что-то произойти. Но если мы каждый раз будем бегать в Лондонский суд, то ничего хорошего из этого не получится. Поэтому я очень рад и за нас, и за наших китайских коллег, что мы смогли все это разрулить», - заявил министр энергетики РФ Сергей Шматко. Как стало известно в конце 2011 года, всего по отводу ВСТО в Китай было экспортировано 15 млн. тонн нефти.
 
«Пурпе-Самотлор»: досрочный ввод
 
25 октября 2011 года на НПС «Вынгапур» состоялся торжественный запуск нефтепровода «Пурпе – Самотлор». В церемонии приняли участие президент «Транснефти» Николай Токарев и глава Минэнерго РФ Сергей Шматко.
 
Изначально объект планировалось сдать в 2012 году, однако уже в январе 2011 года «Транснефть» сообщила, что работы по строительству объекта ведутся с опережением графика и нефтепровод может быть запущен уже в конце 2011 года.
 
18 мая 2011 года «Транснефть» завершила строительство линейной части нефтепровода «Пурпе – Самотлор» в Ямало-Ненецком автономном округе и приступила к гидроиспытаниям.
 
Строительство «Пурпе – Самотлор» осуществлялось в сложнейших природно-климатических условиях. Общая протяженность болот и заболоченных участков на пути магистрали составляет около 60%. Маршрут нефтепровода был проложен через 113 рек и ручьев, а также через 120 автомобильных и три железные дороги. Строителям удалось проложить крупный подводный переход магистрали через реку Пяку-Пур, русловая часть которой в месте пересечения с нефтепроводом составляет 600 метров. Всего было проложено 8 крупных подводных переходов.
 
Несмотря на сложные условия, средняя скорость строительства на трассе составляла около 30 км в месяц, максимальный суточный шаг достигал 3 км. Такие показатели были достигнуты благодаря применению передовых методов проектирования и строительства трубопроводных объектов.
Запуск «Пурпе – Самотлор» стал очередным шагом российской экономики к диверсификации рынков сбыта энергоресурсов. Новая магистраль призвана стать ключевой перемычкой между традиционным западным и развивающимся восточным направлением транспортировки нефти, что позволит в оперативном режиме реагировать на изменение конъюнктуры рынка и перенаправлять дополнительные объемы нефти в нужном направлении.
 
«Заполярье-Пурпе»: финансирование определено
 
18 ноября 2011 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о финансировании проекта «Заполярье-Пурпе» за счет средств «Транснефти». Строительство нефтепровода будет реализовано в три этапа. На первом проектирование и строительство участка от пос. Пурпе (Пуровский район ЯНАО) до Тарко-Сале (Пуровский район ЯНАО), завершение конец 2014 года. На втором этапе проектирование и строительство участка от Тарко-Сале до пос. Новозаполярный (Тазовский район ЯНАО), завершение конец 2015 года. Третья очередь от пос. Новозаполярный до головной нефтеперекачивающей станции (Тазовский район). Протяженность нефтепровода составит 490 км.
 
Стоимость строительства нефтепровода «Заполярье — Пурпе» составит около 120 млрд руб, мощность - 25 млн. тонн нефти в год. Поскольку «Транснефть» будет вести строительство нефтепровода за свой счет, то нефтяные компании гарантировали соответствующие объемы поставок нефти. На сегодня у «Транснефти» имеются договоренности по заполнению трубопровода с ТНК-ВР, «ЛУКОЙЛом» и «СеверЭнергии». В перспективе к поставкам нефти в систему «Заполярье — Пурпе» может присоединиться «Роснефть».
 
Строительство нефтепровода «Заполярье — Пурпе» будет способствовать наполняемости ВСТО и освоению новых месторождений. Нефтепровод будет также содействовать развитию территорий ЯНАО, созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры. Для страны «Заполярье — Пурпе» имеет важное геополитическое значение.
 
БТС-2: вынужденная задержка
 
Не так гладко, как хотелось бы, складывалась в 2011 году реализация проекта «Балтийская трубопроводная система-2». Намеченный на 1 декабря запуск нефтепровода пришлось отложить в связи с инженерными проблемами на 4-м и 5-м причалах в порту «Усть-Луга».
 
По поручению вице-премьера Игоря Сечина, координатором работ по устранению возникших проблем была назначена «Транснефть». Планируется, что БТС-2 начнет работу в феврале 2012 года. По нефтепроводу будет транспортироваться до 20 млн тонн нефти. На втором этапе, как предусмотрено правительственными планами, общий объем транспортировки через БТС-2 составит 38 млн тонн нефти в год.
 
Проект БТС-2 позволит повысить общую пропускную способность российской трубопроводной инфраструктуры и создать дополнительные возможности для привлечения в отечественную систему магистральных нефтепроводов экспортных объемов нефти стран СНГ.
 
«Бургас-Александруполис»: быть или не быть?
 
В начале декабря 2012 года правительство Болгарии направило официальное уведомление акционерам консорциума по реализации проекта «Бургас-Александруполис» о своем выходе из проекта.
 
Основной причиной такого решения, по официальной версии, стала экономическая нецелесообразность проекта. «Болгария вышла из проекта, потому что он не может быть реализован на условиях и финансовых показателях, изложенных в соглашении 2007 года», – заявил вице-премьер и министр финансов Болгарии Симеон Дянков.
 
Однако Россия не намерена принять односторонний выход Болгарии из проекта. По крайней мере, решение болгарской стороны грозит стране крупными финансовыми издержками. Помимо требований о погашении задолженности к Болгарии могут быть применены и санкции за отказ от проекта. За односторонний выход из консорциума с Софии может быть взыскано от 500 млн. евро. Впрочем, Болгария уверенно заявляет, что сможет избежать этих санкций и готова отстаивать свою позицию в судах. Каковы шансы на благополучный для Софии исход возможного судебного разбирательства пока сказать сложно, для этого необходимо знать нюансы межправительственного соглашения о создании консорциума. Что же касается задолженности по финансированию проекта, то ее Болгарии, судя по всему, придется погасить.
 
Таким образом, к концу 2011 года протяженность российской системы нефтепроводов значительно увеличилось. За 2 года работы проект ВСТО доказал свою эффективность и огромное значение для экономики страны. Танкеры из спецнефтепорта «Козьмино» уходят в самых различных направлениях – совершенно новых для российского экспорта. В 2012 году запланирован запуск ВСТО-2, мощность всей системы при этом увеличится до 50 млн тонн. А это уже серьезная заявка на становление нефти ESPO маркерным сортом. В начале года должно быть запущено новое экспортное направление – магистраль БТС-2, которая позволит не только укрепить положение России на европейском рынке, но и снизить зависимость российской внешней торговли от транзитных государств.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

17.01.12

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены