На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Транснефть»: стратегия 2020

Александр Шток

В конце января «Транснефть» опубликовала программу стратегического развития на период до 2020 года. Цель программы - развитие системы магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации для полного обеспечения потребностей в транспортировке нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и экспортных поставок.

Согласно стратегии развития компании для обеспечения растущей потребности в развитии сети магистральных нефтепроводов в период с 2012 по 2020 годы потребуется строительство около 1500 км линейной части, строительство и реконструкция 43 НПС, строительство около 800 тыс.м3 резервуарной емкости. Инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепроводов составят до 356 млрд. руб. 

Программа развития «Транснефти» тесно связана со стратегией развития нефтяной промышленности РФ до 2020 года, согласно которой  объемы добычи нефти увеличатся не значительно  - рост составит около 3,5%. Объемы транспортировки нефти по системе «Транснефти» вырастут на 5,6%. С одной стороны – прогнозные показатели не так высоки. С другой стороны, для обеспечения этих показателей необходимы весьма существенные инвестиции.

 
Стабильное развитие
 
Нынешняя ресурсная база нефтяной отрасли постепенно сокращается, максимальные производственные показатели уже пройдены. Поэтому сейчас идет активная разработка новых проектов. Между тем, новые месторождения, требуют новой инфраструктуры, чем и объясняется довольно внушительная инвестиционная программа «Транснефти» на период до 2020 года. Для подключения новых месторождений к транспортной системе «Транснефти» требуется в  ближайшее время построить ряд сложнейших трубопроводных проектов.  

Кроме того, стратегия развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года предполагает существенное увеличение объема нефтепереработки. «Транснефть» также отражает этот вектор в своей стратегии – объем транспортировки нефтепродуктов к 2020 году может вырасти на 80%, что требует вложений в расширение действующей инфраструктуры. 

На сегодняшний день нефтетранспортная сеть России практически сформирована. За последние годы был проделан огромный объем работы для диверсификации нефтетранспортных потоков. Практически завершен масштабный проект ВСТО, который уже позволил России выйти и закрепиться на новых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Готова БТС-2, которая снизит транзитные риски и обеспечит загрузку северомосрких портов России. Однако это лишь ключевые трассы, к которым еще предстоить подключить новые нефтяные провинции. На решение этой задачи и направлена Стратегия развития «Транснефти» до 2020 года.

 
Путь на Восток
 

Новое экспортное направление – на рынки АТР имеет приоритетное значение для России, поэтому именно здесь «Транефти» предстоит реализовать ряд крупных инфраструктурных проектов. 

Основная задача – закончить трубопровод ВСТО. Первая очередь ВТО «Тайшет-Сковородино», была запущена в конце 2009 года. Протяженность маршрута – 2694 километра, мощность трубопровода составила 30 млн. тонн в год. Из них 15 млн. тонн нефти направляется в Китай, еще 15 млн. тонн по железной дороге отправляется в Спецморнефтепорт «Козьмино». 

 

 

Вторую очередь ВСТО, от Сковородино до Козьмино, «Транснефть» рассчитывает запустить уже в 2012 году. Ориентировочная протяженность трубопровода составит около 2 064 километров, мощность проекта на начальном этапе – 30 млн. тонн в год, с дальнейшим расширением до 50 млн. тонн нефти в год. Соответственно, потребуется и увеличение пропускной способности ВСТО-1 с 30 до 50 млн. тонн нефти в год.

Учитывая, что основная часть маршрута ВСТО уже практически проложена, в ближайшие годы «Транснефть» будет заниматься именно увеличением мощности маршрута. В итоге, ВСТО позволит России укрепить свои позиции на рынках АТР, где уже сейчас российская нефть пользуется повышенным спросом.

 

(рис.2) сайт «Транснефти»

Северная нефть

Для гарантии заполнения ВСТО «Транснефти» нужно будет подключить к маршруту ряд крупных месторождений, что потребует строительства крупных подводных трубопроводов. Ключевым в этом плане станет маршрут «Заполярье-Пурпе», который соединит с ВСТО новую нефтяную провинцию – месторождения Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края. Протяженность маршрута составит около 490 километров, мощность – 45 млн. тонн нефти в год. Однако для того, чтобы к маршруту подключить все месторождения потребуется построить еще примерно 120 километров трубопроводной сети. Проект планируется запустить к началу 2016 года.

Одновременно, с запуском «Заполярье-Пурпе» потребуется расширение нового трубопровода «Пурпе-Самотлор», который стал своего рода перемычкой между западным и восточным экспортными направлениями. В данный момент мощность проекта составляет 25 млн. тонн нефти в год, к 2017 году этот показатель планируется увеличить до 45 млн. тонн нефти в год.

 

(рис.4) сайт «Транснефти»

Еже одним донором для ВСТО должна стать группа месторождений Юрубчено-Тохомской зоны (ЮТЗ). Отводной трубопровод к этим месторождениям планируется построить в два этапа. Первая ветка «Юрубчен-Кучеткан» свяжет месторождения ЮТЗ с железнодорожной станцией Кучеткан, после чего нефть с месторождений уже можно будет поставлять в ВСТО. Вторая ветка трубопровода пройдет от Кучеткана к Тайшету – стартовой точки ВСТО. Проектная мощность отводного трубопровода составит 18 млн. тонн нефти в год. Общая длина маршрута – около 600 километров.

 

(рис.5) VipStudio Info

Южный маршрут

Строительство новых трубопроводов будет вестись не только в восточной части страны. В Стратегии «Транснефти» до 2020 года предусмотрена реализация нового проекта на юге европейской части РФ. В частности, здесь будет реализован проект «Тихорецк - Туапсе-2». Новый маршрут пройдет в одном коридоре с существующим нефтепроводом «Тихорецк – Туапсе». Протяженность трубопровода составит 247 километров, общая мощность – 12 млн. тонн нефти в год.

 

(рис.6) сайт «Транснефти»

Новый трубопровод необходим для увеличения объемов поставок нефти на Туапсинский НПЗ. Этот проект, в частности, отражает общий вектор развития нефтяной отрасли РФ – увеличение объема нефтепереработки.

Приоритет нефтепродуктам

Согласно прогнозам «Транснефти», объемы транспортировки нефтепродуктов к 2020 году увеличатся на 80%. Для обеспечения этих показателей «Транснефть» рассчитывает к 2020 году построить 2280 километров новых нефтепродуктопроводов, увеличить объем резервуаров нефтепродуктохранилищ на 720 тыс. куб. метров. Среди основных проектов в области транспортировки нефтепродуктов – строительство магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) «Сызрань-Саратов-Волгоград-Новороссийск», увеличение мощности МНПП «Кириши-Приморск» и строительство МНПП «Кстово-Москва».

В целом, ключевые направления Стратегии развития «Транснефти» до 2020 года отражают основные тенденции в нефтяной отрасли РФ. Во-первых, это активная диверсификация поставок. Россия стремительно наращивает сотрудничество со странами АТР, и нефтяная отрасль здесь не является исключением. Поэтому одним из приоритетов «Транснефти» является развитие нефтепроводной инфраструктуры на востоке страны.

Во-вторых, прогнозируется стремительное увеличение объемов нефтепереработки в России. В этой связи «Транснефть» особое внимание уделает развитию сети нефтепродуктопроводов. Таким образом, «Транснефть» будет оказывать прямое влияние на развитие нефтяной отрасли России.

Александр Шток  -- Директор департамента Due Diligence  «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» 

 

 

 

 

20.02.12

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены