На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Партнерство Россия-Китай: «палка о двух концах»

Виктор Марков

Перспективы российско-китайского партнерства в сфере поставок нефти является очень актуальным вопросом. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков недавно заявил, что Китай уже обращался к российским компаниям с просьбой увеличить поставки нефти. Однако пока никаких решений и планов по этому поводу у российской стороны нет.

Новый вектор АТР
 
Россия является ведущим экспортером энергоносителей, поэтому заинтересована в сотрудничестве с крупнейшими мировыми потребителями углеводородов. Ранее большая часть нефти транспортировалась западным потребителям, но после строительства ВСТО начались поставки черного золота в восточном направлении - в страны АТР.
 
По мере наращивания добычи нефти в Восточной Сибири экспорт в восточном направлении будет только возрастать, а пропускная способность нефтепровода будет расширяться. Сегодня по ВСТО через порт «Козьмино» на экспорт отправляется 15 млн. тонн нефти, а по ответвлению от нефтепровода в Китай (Сковордино-Дацин) транспортируется 15 млн. тонн нефти.
 
В 2011 году основными покупателями нефти из порта «Козьмино» были:
 
США – 27 %;
Япония – 19 %;
Китай – 18 %,
Южная Корея – 13 %
Филиппины – 9 %.
Тайланд – 7 %
Сингапур – 4 %;
Перу, Индия, Индонезия – по 1 % каждая.
 
Китайская история
 
В последние годы Китай стал самым крупным в мире потребителем энергоресурсов, обогнав США. А поскольку китайская экономика растет впечатляющими темпами, то потребности Поднебесной в углеводородах в ближайшие годы будут только увеличиваться. Сейчас потребление нефти в Китае составляет около 450 млн. тонн, при этом импорт - около 254 млн. тонн. Большая часть черного золота импортируется из стран Ближнего Востока, где в последнее время сохраняется нестабильность.
 
Поэтому Китай заинтересован в российской нефти и просит Россию удвоить поставки черного золота, о чем ранее были договоренности между сторонами. Россия имеет возможность увеличить экспорт нефти в Китай по ответвлению от ВСТО, однако сотрудничество с Поднебесной в прошлом году оставляет много вопросов.
 
Основная трудность заключалась в том, что Пекин в одностороннем порядке снизил стоимость российской нефти по нефтепроводу «Сковордино-Дацин», несмотря на то, что согласно договоренностям Китай должен платить за восточносибирскую нефть по цене порта Козьмино. Поэтому в первой половине 2011 года Китай не доплачивал российской стороне за поставки сырья. Ситуацию с оплатой удалось урегулировать на правительственном уровне, но дальнейшее увеличение поставок нефти в Китай остается под вопросом. По заявлению вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова - планов перераспределения или направления дополнительных потоков нефти в Китай пока не существует.
 
Обреченные на партнерство
 
Географически Россия и Китай обречены на сотрудничество, однако европейский опыт показывает, что чрезмерная зависимость от одного потребителя может создавать большие проблемы. В случае если Россия начнет наращивать поставки нефти в Китай, то в дальнейшем рискует попасть в зависимость от одной страны, поскольку может произойти ценовой диктат импортера. Тем более, на российскую нефть в порту «Козьмино» выстраивается очередь из покупателей, а 2011 год показал, что восточносибирская нефть пользуется хорошим спросом во многих странах, включая США.
 
С другой стороны Китай долгое время будет оставаться крупнейшим потребителем углеводородов, а Россия заинтересована продавать соседу не только нефть, но и газ. По голубому топливу между странами есть договоренности о сотрудничестве, но пока остается нерешенный вопрос по цене. Поэтому вопрос об увеличение поставок нефти Китаю надо решать комплексно и принимать на правительственном уровне. Принятие решения должно быть тщательно продумано и проанализированы все возможные риски. Поскольку совершенно недопустимо повторение ситуации первой половины 2011 года, когда спор о недоплате Китаем за российскую нефть мог оказаться в международном суде.
 
Вполне возможно, что расширение энергетического сотрудничества между Россией и Китаем произойдет после президентских выборов.
 
 
Виктор Марков- старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
 
 
 
 
 
 
 

28.02.12

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены