На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Транснефть»: на страже национальных интересов

Прядёхина Елена

Защита национальных интересов является одной из наиболее важных задач каждой российской компании, тем более компании, которая занимается международными проектами. В случае «Транснефти» - защита национальных интересов страны сопряжена с родом деятельности – строительством, эксплуатацией стратегических объектов – нефтепроводов, транспортировкой нефти. На сегодняшний день компания успешно справляется с этой задачей.

В конце февраля 2012 года разрешилась ситуация с поставками нефти в Китай. Без преувеличения можно сказать, что России удалось отстоять свою позицию в споре с самыми изощренными и жесткими переговорщиками.
 
Недопонимание  между российскими компаниями «Транснефть», «Роснефть» и китайской CNPC возникло сразу после начала коммерческих поставок российской нефти в Китай в начале 2011 года. Согласно межгосударственному соглашению 2009 года, российские компании «Роснефть» и «Транснефть» получили от китайского Банка развития кредит на $15 млрд и $10 млрд  соответственно в обмен на экспорт в Китай 300 млн тонн нефти в период с 2011 по 2030 год. Эти средства были использованы в качестве инвестиций на строительство  нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан», который был построен и сдан в эксплуатацию в рекордные сроки.
 
1 января 2011 года официально начались поставки российской нефти в Китай по специально построенному отводу от ВСТО. Однако у китайских партнеров был свой взгляд на цену российского «черного золота». CNPC должна была заплатить за поставки 1,25 млн тонн нефти из России $555,3 млн. - согласно контракту, подписанному еще в феврале 2009 года. Но оплачено было на 7% меньше - лишь $516,9 млн. Тем не менее, несмотря на потери, «Роснефть» и «Транснефть» продолжали поставлять нефть китайской стороне. Китайцы объяснили свою позицию тем, что транзит до китайской границы российской нефти должен быть дешевле, нежели до тихоокеанского порта «Козьмино» - конечной точки ВСТО. Однако ранее Китай об этом ничего не заявлял, а просто в одностороннем порядке пересмотрел тариф на прокачку «черного золота» и уменьшил оплату за поставки  нефти.
 
В итоге в марте прошлого года у КНР образовалась задолженность в размере $ 250 млн, часть которой китайцы погасили в апреле. Переговоры о выплате оставшегося долга затянулись до осени. В ходе визита российской правительственной делегации в Пекин в октябре 2011 года, вице-премьер Игорь Сечин сообщил об урегулировании всех вопросов с поставками нефти.
 
Однако окончательное урегулирование разногласий произошло в феврале 2012 года. В результате твердой переговорной позиции российской стороны требуемая китайцами скидка в $13 была снижена до $1,5, что можно расценивать как уверенную победу российских переговорщиков. В данном случае дисконт в $1,5 за баррель совершенно некритичен - это сопоставимо с внутридневными колебаниями цены на нефть. Это не уступка Поднебесной (как считают некоторые эксперты), а один из инструментов для решения спора и нейтрализации угрозы разрыва контракта. На горизонте оставшихся 19 лет по этому соглашению гораздо большую прибыль или убыток могут принести простые колебания цены на нефть.
 
В качестве ответного шага китайская компания обязалась полностью погасить долг, который на начало января составил $134 млн. Советы директоров российских компаний сделку одобрили. Кроме того, е за «скидку» были получены преференции для угольных компаний, атомщиков и в части строительства Тяньцзиньского НПЗ (строит «Роснефть»).
 
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что российская нефть ESPO пользуется повышенным спросом. Китай не только покупает ее из отвода от нефтепровода ВСТО, но и в порту «Козьмино», чего раньше не было. Это лишь подчеркивает, что КНР интересна российская нефть. Спрос на углеводороды увеличился и после того, как Поднебесная снизила импорт иранской нефти из-за проблем в Персидском заливе. Россия в данном случае представляется более надежным партнером. Возможно, именно с этим фактором связано решение Китая пойти на уступки в цене на нефть.  
 
Конечно, потребуется еще несколько месяцев до окончательного согласования изменений в контракте между «Роснефтью», «Транснефтью» и CNPC. Но, в любом случае, тот факт, что российской стороне все-таки удалось договориться с Китаем без ущерба для себя, говорит о высокой компетенции в сфере защиты национальных интересов.
 
Елена Прядёхина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, корреспондент портала «Восточный нефтепровод»

15.03.12

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены