На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ДЕШЕВЫЕ ДЕНЬГИ ДЛЯ ВОСТОЧНОГО НЕФТЕПРОВОДА

Александр Блохин

Стоимость строительства только первой очереди нефтепровода ВСТО, по предварительным подсчетам «Транснефти», составляет $6,5-6,6 млрд. Это больше в три раза, чем стоимость строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС), которая обошлась в $2,2 млрд. Общие же инвестиции в ВСТО, по оценкам, составят порядка более $11 млрд. Очевиден вопрос о том, за счет каких источников будет осуществляться финансирование этого масштабного проекта. Глава компании Семен Вайншток уверяет, что его компания «уже решила вопрос» по первой очереди. Похоже, что он прав.

Финансирование, как ожидается, будет осуществляться прежде всего за счет привлеченных средств. «Транснефть» исходит из того, что это должны быть самые дешевые ресурсы. Их можно получить лишь от банков в виде кредитов. Компания отказалась от намечавшихся выпусков рублевых облигаций и евробондов, хотя, судя по всему, и не отвергает такую возможность в будущем.

Менеджмент «Транснефти» утверждает, что для него неважно, где будут привлечены кредиты – внутри России или за ее рубежами. Однако можно вспомнить, что при строительстве БТС компания намеревалась для финансирования одной из стадий проекта занять деньги за рубежом. Однако государственные представители в совете директоров порекомендовали поискать их внутри России. В результате «Транснефть» прибегла к услугам Сбербанка.

Очевидно, что нечто подобное произошло и при начале строительства ВСТО: прежде всего «Транснефть» обратилась за деньгами к Сбербанку. В конце мая он объявил, что одобрил открытие компании рамочной возобновляемой кредитной линии с лимитом в сумме 65 млрд. рублей ($2,4 млрд.) сроком на 6 лет. Первый транш был определен в размере 13,4 млрд. рублей ($0,5 млрд.).

В 2004 году, когда «Транснефть» последний раз брала кредит у Сбербанка, ставка была определена всего в 7,5% годовых. Это стало возможным после того как Центробанк снизил ставку рефинансирования с 16% до 14%. Впоследствии она последовательно уменьшалась и 26 июня текущего года была понижена до 11,5%. Можно ожидать, что теперь Сбербанк может ссудить компании деньги под 6-6,5%.

Однако очевидно, что один Сбербанк не в состоянии полностью профинансировать проект «Транснефти» – хотя бы из-за существующих кредитных лимитов на одного заемщика (25%). Собственный капитал банка по состоянию на конец первого квартала 2006 года составлял всего 273 млрд. рублей ($10,2 млрд.). Собственный капитал второго по величине банка (Внешторгбанк) меньше как минимум в два раза. Даже с участием последнего одним только российским банкам финансирование первой стадии ВСТО не осилить.

Семен Вайншток заявил, что с зарубежными банками в предварительном порядке уже достигнуты договоренности о привлечении кредита на пять лет на сумму около $2 млрд., но до конца 2006 года компания не планирует брать у них деньги. Глава «Транснефти» не назвал банки-партнеры, но, скорее всего, это будет «европейский» пул, с которым она уже сотрудничала. В их числе -- Barclays Capital, Raiffaisen Bank, Dresdner Bank и другие. Упомянутые банки выступали организаторами синдицированных кредитов, в которых в общей сложности участвовали более 20 европейских банков.

Вряд ли на первом этапе ВСТО в финансировании проекта будут участвовать банки из Японии, хотя японская сторона выражала и выражает заинтересованность в проекте ВСТО. Дело в том, что первый этап строительства подразумевает поставки нефти в объеме 30 млн. тонн нефти в год в основном только в Китай. И лишь на втором этапе – после дополнительной геологоразведки Восточной Сибири – планируется прокачка до Тихого океана еще 50 млн. тонн в год на экспорт в страны АТР, в том числе и в Японию.

Касаясь возможных размеров ставки по кредитам европейских банков для первой очереди ВСТО, следует подчеркнуть: «Транснефть» выступает для них первоклассным заемщиком, обладающим самым высоким кредитным рейтингом среди российских компаний. В начале июня агентство Moody’s присвоило компании рейтинг А2 - выше суверенного российского (Ваа2). Компания добилась высокого авторитета в международных банковских кругах за неполных пять лет. Можно напомнить, что в начале десятилетия она пыталась получить небольшой кредит у Европейского банка реконструкции и развития, но получила отказ. Формальная причина откза заключалась в том, что «Транснефть» была государственной компанией и ввиду своего статуса ничего не могла предоставить в обеспечение кредита.

«Транснефть» продолжает оставаться государственной компанией, однако впечатляющий рост выручки и прибыли за последние годы, а также накопленная положительная кредитная история резко изменили отношение к ней. По состоянию на май текущего года «Транснефть» полностью рассчиталась по кредитам как с зарубежными, так и с российскими банками, причем досрочно. В целом за четыре года (2002-2005 гг.) компания привлекла для строительства Балтийской трубопроводной системы кредитов на $3 млрд., но к моменту строительства ВСТО уже имела нулевую задолженность. Высокий авторитет «Транснефти» позволяет ей в настоящее время привлекать крупные кредиты без обеспечения.

С учетом кредитного рейтинга «Транснефти» и хорошей кредитной истории следует ожидать, что ей удастся привлечь кредиты даже дешевле, чем крупным российским нефтяным компаниям. Так, например, ТНК-ВР в конце июня привлекла $1,8 млрд. по ставке LIBOR+0,65%. По той же ставке в мае текущего года «Роснефть» заняла $2 млрд. «Транснефти» можно было бы привлечь кредиты по ставке LIBOR+0,5-0,55%. В абсолютном выражении в настоящее время это составило бы 6,2-6,25%.

Александр Блохин -- аналитик по нефтегазовому сектору ИК «Антанта Капитал»

28.07.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены