На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

НОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ВОСТОКА

Алексей Владиславлев

Проектируемая новая трасса нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» обеспечивает как снижение экологических рисков, связанных с реализацией проекта, так и интенсификацию разработки месторождений -- Талаканского, Верхнечонского, Чаяндинского. Несмотря на увеличение протяженности трассы трубопровода на 300-400 км, новый вариант маршрута может стать дешевле первоначального, учитывая более благоприятные ландшафтные и сейсмологические условия. Однако одновременно с этим встает вопрос о развитости тех территорий, по которым пройдет Восточный нефтепровод, и об обеспечении необходимой инфраструктуры.

Перемещение трассы трубопровода значительнее севернее БАМа на участке протяженностью порядка 900 км, очевидно, повлечет за собой необходимость выбора альтернативных путей поставок материалов для строительства. Предельно сложные условия для строительства необходимой инфраструктуры очевидны на территории Якутской области вдоль бассейна реки Лена, где единственный возможный способ поставок материалов - водным транспортом с использованием причалов в Усть-Куте, Киренске и Витиме. Необходимо также построить дополнительные пути сообщения для создания функционирующей круглый год транспортной сети, которая в настоящее время в регионе отсутствует. Все это имеет позитивное значение для развития региональной транспортной инфраструктуры, снижения зависимости региона от завоза нефтепродуктов с Севера, а также для развития промышленности строительных материалов и энергетики. Однако определенные неудобства могут быть обусловлены более сложной логистикой перевозки водным транспортом, которая вынуждает к проведению дополнительного строительства в достаточно больших объемах, а также требует более четкой схемы организации поставок, чего, вероятно, удалось бы избежать при проведении трассы вдоль БАМа.

Строительство ВСТО изначально предполагает значительный толчок к освоению месторождений Восточной Сибири. Так, "Сургутнефтегаз" планировал поставлять для Восточного нефтепровода не менее 7 млн. тонн нефти с нового Талаканского месторождения в Якутии. После завершения в 2008 году строительства установки гидрокрекинга на Киришском НПЗ должно начаться монтирование установки каталитического крекинга. В связи с переносом маршрута трубопровода вплотную к Верхнечонскому и Чаяндинскому месторождениям надо ожидать их еще более активного освоения.

Более того, осуществление проекта даст огромный стимул к развитию и других регионов. Уже сейчас резко повысился интерес к проведению разведочных работ в Амурской области. Особое внимание привлекает инициатива строительства нескольких нефтеперерабатывающих заводов вдоль трассы трубопровода. Один из таких проектов - строительство НПЗ в Сковородинском районе, где будет расположен один из основных терминалов ВСТО.

Однако до последнего времени много споров велось о конечной точке второго этапа строительства трубопровода и о конечном пункте всего проекта ВСТО. На днях стало известно, что конечным пунктом нефтепровода будет бухта Козьмино. Этот выбор Семена Вайнштока вполне оправдан. Несмотря на то, что в случае переноса конечного пункта трубопровода из Перевозной его протяженность увеличивается на 50 км, это компенсируется сразу несколькими факторами. Такими как наличие более развитой инфраструктуры и отсутствие в непосредственной близости от терминала природоохранных зон, что, без сомнения, должно порадовать экологов. Более того, осуществление проекта в данном варианте будет активно стимулировать развитие новой транспортной инфраструктуры и энергетического комплекса, а также создание новых рабочих мест. Если говорить о макроэффекте для регионов Дальнего Востока, следует отметить возможность поставки в перспективе нефтепродуктов на удовлетворение внутреннего спроса Приморского и Хабаровского краев. Это гарантия энергетической независимости обоих регионов.

Реализация проекта ВСТО -- уже сегодня мощный толчок развитию не только нефтяной промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока, но и всех сопутствующих производств, задействованных в нефтяных проектах регионов. Те проблемы, которые сейчас встают перед оператором проекта: отсутствие инфраструктуры для строительства трубопровода, отсутствие автомобильных дорог и иных транспортных систем, отсутствие необходимого квалифицированного персонала в регионах реализации проекта, - могут стать значительным вкладом «Транснефти» в развитие регионов - участников проекта.

Алексей Владиславлев – аналитик «Русиа Петролеум»

07.08.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены