На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ТЕМПЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Дмитрий Орлов

После коррекции Владимиром Путиным маршрута нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» главной проблемой стали темпы строительства. Строить первую очередь проекта, параллельно разрабатывая и согласовывая ТЭО ее новых участков, проектировать вторую очередь и искать новое оптимальное место для нефтеналивного терминала – как оказалось, все это вполне возможно.

Темпы действительно решают все. На начало августа сварено в нитку уже 124 километра трубы, подготовлено к прокладке – 276 километров. А ТЭО второй очереди ВСТО будет представлено в начале октября. Конечная точка нефтепровода определена – бухта Козьмино недалеко от Находки. Этим решением президент «Транснефти» разрешил сразу несколько экологических и технологических проблем. А вот местные кадры, к сожалению, иногда мало что решают. Семен Вайншток не случайно сожалел о том, что некоторые рабочие уходят, несмотря на высокую зарплату – работать приходится ежедневно по 12 часов. Впрочем, их сменяют те, для кого, говоря высоким штилем советской эпохи, подвиг стал буднями – привыкшие к перегрузкам и вахтовому методу мужики из Тюмени. Сегодня ВСТО строится в три раза быстрее, чем нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан».

Может быть, спешить не стоит? На самом деле стоит, конечно. Дело не только в уже утвержденных сроках окончания строительства первой очереди (2008 год). И не только в обязательствах перед китайскими партнерами, например. России жизненно необходима диверсификация маршрутов транспортировки нефти: если она зависит от европейских потребителей, какая же она энергетическая сверхдержава? А многие регионы Сибири и Дальнего Востока по большому счету не могут ждать нового шанса на развитие – их освоение и так откладывалось десятилетиями. Мы попросту не можем себе позволить долгострой.

Скорректированный маршрут стал длиннее почти на 400 километров, значительная его часть пройдет по, без преувеличения, Богом забытым районам – по южной границе вечной мерзлоты, там, где вместе с трубой приходится строить еще и дороги. Там, где, как говорит президент «Транснефти», населения – полторы молекулы на километр. Семен Вайншток, человек, более двадцати лет отдавший Сибири, отнюдь не иронизирует и тем более не издевается. Он констатирует грустную истину. Когда Вайншток обещает: «Мы принесем жизнь туда, где ее нет» -- ему можно верить. Жизнь придет в десятки населенных пунктов, как когда-то в построенный Вайнштоком комфортабельный Когалым. Жизнь придет на крупнейшие новые нефтяные месторождения – Ванкорское, Верхнечонское, Талаканское. Нефтепровод станет тем инфраструктурным стержнем, вокруг которого начнет ускоряться развитие конкретных предприятий и целых регионов, будут созданы рабочие места для тысяч людей и изменится качество жизни миллионов.

Некоторые эксперты сравнивают проект ВСТО с БАМом. Сравнение верно лишь отчасти – в масштабах и значении нефтепровода и магистрали. Однако есть немало отличий, и главное из них в том, что Восточный нефтепровод – это коммерческий проект. Владимир Путин не случайно вновь заявил о том, что никакие государственные вливания ВСТО не требуются, ибо он привлекателен для инвесторов. Инвестиционное сообщество поддерживает точку зрения президента: рейтинг А2, присвоенный недавно компании «Транснефть» агентством Moody’s, очень высок, он даже выше суверенного российского (Ваа2). Западные финансовые институты, российские Сбербанк и Внешторгбанк готовы финансировать проект ВСТО на очень выгодных условиях.

Задать реализации проекта ту беспрецедентную скорость, которая так заметна сегодня, «Транснефть» смогла и потому, что наконец располагает поддержкой влиятельных экологических организаций. Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Greenpeace позитивно оценивают и скорректированный маршрут, и выбор конечной точки нефтепровода. «Транснефть» традиционно задает на своих проектах очень высокие экологические стандарты. Если экологическая безопасность Восточного нефтепровода будет столь же высокой, что и у относительно недавно построенной Балтийской трубопроводной системы (а в этом практически нет сомнений), мы станем свидетелями уникального сплава эффективных технологических решений, высоких темпов строительства и минимизации ущерба для окружающей среды.

Для реализации любого крупного проекта – неважно, в Сибири или в центре Москвы, в металлургии или нефтяной отрасли – нужна прежде всего воля. Политическая воля руководства страны и технократическая воля менеджмента. У Восточного нефтепровода такая воля есть. А значит, шансов на то, что сроки его реализации будут выдержаны, действительно много.

Дмитрий Орлов -- генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, главный редактор портала «Восточный нефтепровод»

Российская газета, 25 августа 2006 г.

25.08.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены