На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ПОБЕДИТЬ БЕЗДОРОЖЬЕ И ВЕЧНУЮ МЕРЗЛОТУ

Аркадий Никитин

Создание восточного направления транспортировки российской нефти --проект ВСТО -- помимо диверсикации зарубежных покупателей нефти позволяет решить ряд крупных социальных задач для страны. Это развитие инфраструктуры по трассе нефтепровода, возможность создания производств с глубокой переработкой нефти, создание новых рабочих мест, благоприятный инвестиционный климат для Восточной Сибири, налоговые поступления в бюджеты всех уровней и многое другое.

Это стратегический проект. Выражаясь на сленге молодёжи, «БАМ отдыхает». Учитывая масштаб проекта, все решения должны быть тщательно выверены. Будучи председателем общественной экологической экспертизы по ВСТО (2005 г.), утверждал и утверждаю, что строительство ВСТО должно проходить вдоль имеющихся железных дорог. Это позволяет существенно сократить время ликвидации аварии и снизить ущерб, наносимый окружающей среде. При этом имеется возможность создания специализированного железнодорожного поезда для технического и экологического мониторинга и ликвидации ситуации в рамках МЧС.

Трасса проходит мимо ряда месторождений нефти, например Талаканского месторождения, и поэтому отпадает необходимость строительства дополнительных нефтепроводов, вливающихся в систему ВСТО. Таким образом, кроме решения проблемы Байкала, налицо большой экономический эффект.

Реализация проекта расширения осуществляется в 3 очереди:

1. Усть-Кут – Талаканское месторождение;

2. Талаканское месторождение – Алдан (весьма трудный участок с технической точки зрения);

3. Алдан – Тында (проходит недалеко от железной дороги).

Объёмы прокачки нефти на первой очереди должны составить 30 млн.тонн в год, а 64 млн. тонн – в условиях работы на полную мощность. На первой этапе нефтепровод будет работать в реверсивном режиме.

Сегодня проводится общественная экологическая экспертиза первой очереди (Усть-Кут – Талаканское месторождение). С технической точки зрения это, вероятно, наиболее лёгкий участок (конечно, сравнительно со всей трассой). Основная проблема – трудность быстрой (подчёркиваю – быстрой, за несколько часов) ликвидации аварии из-за неразвитой дорожной структуры и суровых условий эксплуатации. Проектанты предусматривают все возможные меры постоянного мониторинга от линейного персонала на гусеничном транспорте и колёсном высокой проходимости до вертолётов. Я по-прежнему рекомендовал бы для ВСТО в целом и для проблемных участков космический мониторинг с помощью спутниковой системы; возможно --одного геостационарного спутника в точке середины трассы Тайшет – Сковородино. Заодно он может мониторить проблемы загрязнения Байкала. «Висеть» он должен на север от Байкала в пределах 500 км.

Непросты строительство и эксплуатация водных переходов. Только в первой очереди Усть-Кут – Талаканское месторождение 114 водных объектов и 8 сравнительно крупных рек. Строительство подводных переходов через крупные реки будет вестись закрытым способом, методом тоннелирования с проведением комплекса берегоукрепительных работ. Эти работы должны укрепить береговые и приурезные участки от деформаций при эксплуатации трубопровода. Предусматривается также балластировка трубопроводов при подводных переходах. Переходы через малые реки и водотоки ширина которых в межень не превышает 30м, а глубина 1,5м, будут осуществляться траншейным методом. Эксплуатационная надёжность подводных переходов будет осуществляться современными методами диагностики.

Такое повышенное внимание к водным объектам обусловлено двумя соображениями. Первое – это технологический аспект, заключающийся в более выраженной переменности состояния окружающей среды трубопровода в течение года по сравнению с почвой. Как ни удивительно на первый взгляд, но холодные осенне-зимне-весенние месяцы более удобны для эксплуатации, чем летние. В том числе и с точки зрения ликвидации аварийных ситуаций. Второй, наиболее важный, -- экологический аспект. В случае аварий водостоки и реки именно в весенне-летние месяцы могут стать главными переносчиками нефтяных загрязнений и воздействия на окружающую среду. Поэтому проектанты предусмотрели все возможные методы, исключающие негативные воздействия на окружающую среду как при строительстве, так и при эксплуатации.

Трасса проходит в климатических условиях, в которых соотношение холодных месяцев к тёплым составляет 9 к 3. Многие не разделяют мою точку зрения, но, как и в случае с утверждением, что нефтепроводы должны строиться вдоль железных и крупных автодорог, считаю, что эксплуатация нефтепроводов в холодные месяцы с экологической точки зрения менее опасна, чем в тёплые -- особенно при большом количестве водных переходов.

На всём обводном участке маршрута сейсмическая активность ниже, чем в зоне Байкала. Так, на участке 570-1000 километр это 6 баллов, 1000-1105 – 5-6 баллов.

В связи с прохождением трассы в условиях вечной мерзлоты вечномёрзлые грунты основания используются в мёрзлом состоянии, сохраняемом и в процессе строительства и в течение всего заданного периода эксплуатации трубопровода. На участках деформирующихся грунтов предусматриваются меры, снижающие тепловое воздействие на грунты и обеспечивающие восстановление вечной мерзлоты в зимний период.

В районах первой очереди обводного участка ВСТО особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения отсутствуют.

К региональным ООПТ следует отнести гидрологический памятник природы «Усть-Кутский источник», «Гаженский источник», геоморфологический памятник природы «Скала Мир» и Зона покоя «Люксини». Трасса трубопровода проходит в 12 км и 10 км от источников, в 7 км от Скалы и на протяжении 65 км по Зоне покоя «Люксини». Эксперты сделали вывод, что прокладка нефтепровода на таких расстояниях от источников не наносит им вреда, исключая случаи больших аварий в конкретных точках, которые должны ликвидироваться в кратчайшие сроки. Что касается Зоны покоя «Люксини», то это ООПТ районного значения, положение о которой в настоящее время не принято и должно быть принято к концу 2006 г. Проведение производственно-экологического мониторинга планируется на всех этапах – предстроительном, строительном, особенно важно при вводе в эксплуатацию, при эксплуатации.

При вводе в эксплуатацию, на мой взгляд, целесообразно провести общественный экологический аудит по проектным документам. Подобная практика хотя и не предписана в нормативной документации и подзаконных актах, но была бы весьма полезна и проектантам, и «Транснефти». И долгосрочным интересам страны, конечно.

Аркадий Никитин – проректор по науке МНЭПУ, доктор технических наук, профессор, в 2005 г. – председатель общественной экологической экспертизы по проекту ВСТО

 

19.09.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены