На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

РАСШИРЕНИЕ ВСТО: ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЕСТЬ

Аркадий Никитин

Участок расширения нефтепровода ВСТО севернее о. Байкал предусматривает прохождение трассы от г. Усть-Кут до г. Тында (570 км-2620 км) и связан с приближением нефтепровода к новым месторождениям Восточной Сибири. Изначально в трубопроводную систему «Расширение ВСТО» пойдёт нефть из Западной Сибири, а в дальнейшем будут использованы месторождения Восточной Сибири. Приближение магистрального нефтепровода к Талаканскому, Верхнечонскому, Ярактинскому и другим месторождениям даст новый стимул для их ускоренного освоения.

Участок «Расширение ВСТО» разбит на три очереди. Первая - Усть-Кут – Талаканское месторождение. В настоящий момент общественная экологическая экспертиза завершила работу по второй очереди (г. Тында – г. Алдан). Участок нефтепровода начинается с г. Алдан (2202 км) и проходит по территории Республики Саха (Якутия) и территории Амурской области до г. Тында (2620 км). Трасса трубопровода идет вдоль железной дороги (БАМ) с пересечением её в Амурской области. Согласно проекту, переход предполагается выполнить методом микротоннелирования, при этом от насыпи до трубы 6 м скального грунта и насыпи железной дороги. Проектанты утверждают, что прохождение составов не окажет в этих условиях никакого воздействия на нефтепровод. Микротоннель сооружается из железобетонных заводских труб. Нефтепровод на участке второй очереди пересекает 122 водные преграды шириной до 10м. Прокладка производится на 1 м ниже предельного профиля размыва русла реки и не менее 1,5 м от естественных отметок дна водоёма. Реки Чульман и Гилюй шириной более 100 м, остальные семь (Хатыма, Иенгра, Могот и др.) имеют ширину от 34 до 60 м. Проектирование подводных переходов предусмотрено в однониточном исполнении, а через реки Чульман, Гилюй, Иенгра при полном развитии системы ВСТО будут проложены резервные нитки. Способ строительства везде траншейный. Проект предусматривает соблюдение всех экологических требований при работах на поймах и береговых участках в соответствии с утверждёнными нормативами. При этом обязательным условием является техническая и биологическая рекультивация земель.

В геологическом аспекте трасса трубопровода проходит в основном по Алданскому плоскогорью, а конец трассы выходит на Алданское нагорье. В структурно-тектоническом отношении это Алданский кристаллический щит северо-восточной оконечности Сибирской платформы. Здесь в последние годы зарегистрировано 5 сильных (7-9-балльных) землятресений. В соответствии с рекомендациями экспертной комиссии, на участках активных тектонических разломов должна быть проведена наземная прокладка трубопровода на специальных опорах, а также разработаны дополнительные мероприятия по строительству и эксплуатации трубопровода в зонах тектонических разломов с высокой баллностью возможных землятресений. В сейсмически опасных участках трассы предусматривается автоматическое отключение подачи нефти. Наивысшая балльность, принятая в проекте на участке 2447-2497 км, - 8 баллов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения в районе прохождения трассы отсутствуют. При этом имеется два ресурсных резервата районного значения на территории республики Саха (Якутия), необходимое согласование прохождения трассы трубопровода по которым проведено.

Проект ВСТО предусматривает мониторинг состояния окружающей среды как на этапе проектирования при проведении экологических изысканий, так и при строительстве и эксплуатации нефтепровода. Эти меры позволяют обнаруживать негативные тенденции и в случае необходимости принимать оперативные меры по предотвращению опасных экологических ситуаций. Локальный мониторинг окружающей среды (ОС) включает в себя несколько составляющих: мониторинг технического состояния систем транспорта и перекачки нефти, мониторинг загрязнения почв и земель, водных объектов и атмосферы, мониторинг источников загрязнения. Для проведения мониторинга используются стационарные пункты контроля, маршрутные обследования с отбором проб и проведением замеров, аэрокосмические средства. Результаты мониторинга о состоянии ОС поступают в информационные системы наблюдательной сети. Экспертная комиссия рекомендовала в первый год после ввода в эксплуатацию выполнить и дешифровать детальную аэрофотосъёмку, а также провести экологический аудит исполнения проекта и учёта рекомендаций экспертиз. На основании анализа материалов ТЭО (проекта) «Расширение ТС ВСТО» II этап «Тында-Алданское нагорье» очевидно, что по объёму и содержанию они соответствуют требованиям законодательства РФ и могут быть рекомендованы к реализации.

Прохождение трассы вдоль железной дороги значительно повышает экологическую безопасность нефтепровода с точки зрения реализации противоаварийных мероприятий.

Аркадий Никитин – проректор по науке МНЭПУ, доктор технических наук, профессор, в 2005 г. – председатель общественной экологической экспертизы по проекту ВСТО

13.11.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены