На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«МИНИМИЗИРОВАТЬ РИСК»

Афанасий Максимов

В связи со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» у Якутии появились перспективы для развития нефтяного комплекса. Чего же ждать Якутии от реализации проекта ВСТО? На этот и другие вопросы нашего портала отвечает президент компании «Саханефтегаз», депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Афанасий Максимов.

-Афанасий Николаевич, уже строится нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Оцените степень готовности республики к участию в этом грандиозном проекте.

- Сегодня на территории Якутии наиболее подготовлено к промышленному освоению Талаканское месторождение, которое было открыто нефтяниками, буровиками, геофизиками «Саханефтегаза». Компания «Сургутнефтегаз», которая там работает, должна в 2008 году подать один миллион тонн нефти. В дальнейшем этот показатель должен быть увеличен до восьми-десяти миллионов тонн. Также к нефтепроводу планируется подключить Средне-Ботуобинское месторождение, которым владеет «Таас-Юряхнефтедобыча». Раньше там добывали до 100 тысяч тонн нефти. Сегодня добывается 10-15 тысяч тонн. Это тоже достаточно подготовленное к промышленному освоению крупное месторождение с запасами в 50 миллионов тонн. И, наконец, Иреляхское месторождение, на котором работает «Иреляхнефть» - дочерняя структура «АЛРОСА».

Прошло 50 лет с начала освоения газовых, а затем и нефтяных месторождений в Якутии. За это время сменилось два поколения нефтяников, газовиков, буровиков, которые отдали всю свою жизнь становлению нефтегазового комплекса. И сегодня наконец-то забрезжила перспектива реального промышленного освоения наших месторождений. Но это могло бы произойти и раньше. Последние три года Министерство природных ресурсов России проводит невнятную политику в отношении наших месторождений. Многие из них, наиболее крупные, до сих пор не выставлены на аукционы. В этом году было объявлено всего четыре конкурса, да и то не по месторождениям, а по участкам. И те не состоялись. Правда, в октябре все-таки прошли два аукциона, тоже по участкам. Один выиграл «Сургутнефтегаз», другой - «Иреляхнефть». Этого, конечно, мало. Тем более что на торги выставлялись лишь участки, а готовые крупные месторождения до сих пор, если можно так сказать, не распечатаны.

Сегодня в республике добывается чуть менее трехсот тысяч тонн нефти, в основном для внутреннего потребления. Небольшая часть идет на продажу за пределы Якутии. Добычей занимаемся мы, работая на подряде у «Сургутнефтегаза», «Таас-Юряхнефтедобычи» и чуть-чуть «Иреляхнефти». Еще раз повторюсь, по добыче нефти перспективы появились.

-Сейчас экологи все громче заявляют о необратимых последствиях, которые могут принести строительство и эксплуатация «трубы». Обоснованы ли подобные опасения?

- Обеспокоенность и общественности, и экологов понятна. Экологическую составляющую проекта мы должны рассматривать в первую очередь. Но, с другой стороны, не можем как собака на сене, имея такие богатства, не пускать их в хозяйственный оборот. Логики в этом очень мало. Желаем мы или нет, но наши месторождения будут разрабатываться, и мы не должны оставаться в стороне. Если хотим, чтобы Якутия имела сильную экономику, самодостаточный бюджет, необходимо развивать нефтяную, газовую, нефтехимическую, угольную промышленность, энергетику и так далее. Только тогда экономика будет стабильно развиваться, а вместе с ней - социальная сфера, сельское хозяйство. Мы уже набрали неплохой ход, и останавливаться нельзя.

Во всем мире технологии по строительству нефтепроводов достигли высокого уровня с точки зрения безопасности для экологии. Конечно, добывать нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые без ущерба природе нельзя. Наша задача - минимизировать риск, уделив особое внимание при строительстве и эксплуатации нефтепровода экологической безопасности.

- В Якутии в этом году уже произошли две аварии, связанные с трубопроводами. Весной нефть попала в Витим, а осенью образовалась трещина на газопроводе, проложенном по дну Лены. Где гарантия, что такое не произойдет и на строящемся нефтепроводе ВСТО?

- Необходимо вначале выяснить причину подобных аварий, из-за чего они происходят. К сожалению, у нас нет достаточных средств, чтобы сразу все сделать с повышенной гарантией безопасности. Та же авария на нефтепроводе Талакан-Витим вытекает из логики вещей. В свое время из-за нехватки денег был проложен временный военный нефтепровод. В определенный момент он не вынес нагрузок. Свою роль сыграли и аномальные температуры, которых никто не ожидал.

Что касается подводного перехода через Лену, то будь у нас достаточно денег, сразу бы построили два газопровода - основной и резервный. Опять же сказалась нехватка бюджетных средств. Тем не менее переход осуществлен, газ на том берегу есть. Если говорить о самой аварии, то причина ее до сих пор не установлена.

Строить нефтепровод ВСТО необходимо. В этом сомнений нет. Но делать это надо с минимальным риском для окружающей среды.

11.12.06

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены