На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО-2006: год окончательных решений

Галина Субботина

В минувшем году были получены почти все ответы на вопросы, которые сопровождали проект на всем протяжении его разработки. Найдется ли в Восточной Сибири достаточно нефти, чтобы обеспечить планируемый объем поставок? Смогут ли государство и «Транснефть» обеспечить реализацию проекта на высоком техническом уровне и соблюсти все условия экологической безопасности, не используя государственную помощь при финансировании проекта? Что даст Восточный нефтепровод национальным интересам страны? Где, в конечном счете, пройдет нефтепровод, названный министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко «окном» в Азию? И главный ответ на все вопросы – «нефтепроводу быть».

История ВСТО началась в далеком 2001 году, когда необходимость для России экспортного нефтепровода в АТР стала неоспоримой, и президент дал поручение разработать Декларацию о намерениях и обоснование инвестиций в строительство нефтепровода. А 28 апреля 2006 года в городе Тайшете в Иркутской области были сварены первые уложенные трубы нефтепровода (по итогам года сварено в нитку около 530 км). Долгие согласования в различных профильных ведомствах, рассмотрение нескольких вариантов прохождения трассы нефтепровода, тщательная разработка ТЭО проекта и обсуждение его с населением тех регионов, по которым должен был пройти маршрут, заняли около пяти лет. Тем не менее начало строительства – лишь одно из многочисленных событий, связанных с масштабным проектом уникального по протяженности и по техническим решениям нефтепровода.

Маршрут первой очереди Восточного нефтепровода - такой, каким он был одобрен на проведенных общественных слушаниях, каким прошел практически полностью процедуру государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) (решение Ростехнадзора по участку расширения ВСТО Талаканское месторождение – Тында и по СпецМорНефтеПорту «Козьмино» будет вынесено через два месяца) и по которому строится сейчас труба -- был представлен общественности 23 мая прошлого года. Нефтепровод идет от Тайшета до Усть-Кута, оттуда по левому берегу Лены к Талаканскому месторождению, оттуда – к Ленску в район Олекминска. Там переходит на правый берег Лены, идет на Алдан, Нерюнгри и в Тынду и заканчивается в Сковородино. То есть первая очередь нефтепровода проходит по территории трех субъектов РФ – Иркутской области, Республики Саха (Якутии) и Амурской области. 28 июля стала известна конечная точка нефтепровода. Президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщил: ВСТО завернет в бухту Козьмино в заливе Находка. Кроме того, определилась судьба и планируемого ответвления ВСТО на Китай. В конце марта «Транснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали протокол об изучении вопроса о строительстве ответвления, а 16 ноября Семен Вайншток подтвердил, что ответвление ВСТО на Китай будет построено. Сейчас материалы обоснования инвестиций в строительство нефтепровода «Сковородино - граница КНР» проходят ГЭЭ в Ростехнадзоре.

Восточный нефтепровод служит организующим началом для последующего развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Близость к нескольким районам перспективной добычи нефти (Талаканское месторождение, Верхнечонское, Чаяндинское, Среднеботуобинское и др.) резко повышает инвестиционную привлекательность этой территории. Компании, владеющие лицензиями на разработку этих месторождений, в 2006 году стали активнее заниматься созданием необходимой инфраструктуры, обустройством месторождений для последующей их промышленной эксплуатации. Например, «Сургутнефтегаз» потратил на эти цели более 6 млрд. руб. в 2006 году и планирует довести объем добычи на Талаканском месторождении до 3 млн. тонн к моменту запуска ВСТО (сейчас добыча промышленной нефти на уровне 250-280 тыс. тонн). ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ), только начав опытно-промышленную эксплуатацию Верхнечонского месторождения в конце декабря 2005 г., стал одним из крупнейших региональных налогоплательщиков (в 2007 году объём налоговых платежей может составить $3,4 млн). Кроме того, ВЧНГ подготовил в 2006 году ТЭО нефтепровода, соединяющего Верхнечонское и Талаканское месторождения, который будет подключен к трубопроводной системе ВСТО. В связи с перспективой появления ВСТО мобилизовались даже компании, разрабатывающие сравнительно небольшие месторождения. В частности, Иркутская нефтяная компания пообещала к моменту запуска ВСТО поставлять на магистраль около 1 млн тонн нефти в год.

Вместе с нефтепроводом строится инфраструктура в труднодоступных районах региона, в частности, автомобильная дорога «Якутск – Иркутск». ВЧНГ взяла на себя обязательство построить дорогу круглогодичного сообщения на месте зимника Усть-Кут – Мирный, так что на участке Усть-Кут - Витим – Ленск установится круглогодичное автомобильное сообщение. В связи с появлением Восточного нефтепровода в регионе ожидается оживление деловой активности в целом, что в свою очередь будет способствовать улучшению демографической ситуации. По словам губернатора Амурской области Леонида Короткова, проект будет полезен социальной сфере и экономике тех районов, по которым пройдет «труба» - развитие будет происходить за счет создания рабочих мест и налоговых поступлений от реализации проекта нефтепровода. Кроме того, в связи с необходимостью доставки грузов на строительство ВСТО, работу получают местные предприятия, в частности, ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Железные дороги Якутии».

Заказов для ВСТО хватает многим отечественным предприятиям. Трубы поставляет «ОМК-Сталь» (корпорация, объединяющая Выксунский металлургический завод, Челябинский трубопрокатный завод, Харцызский трубный завод), которая предложила «Транснефти» уникальные для России прямошовные трубы большого диаметра (ТБД) с давлением свыше 100 атмосфер с возможностью внутреннего и внешнего покрытия. ОАО «Тяжпромарматура» освоила в кратчайшие сроки серийное производства специальных шиберных задвижек для трубопровода ВСТО. «Курганхиммаш» поставляет металлоконструкции для резервуаров емкостью в 50 тысяч кубометров, комплектующие для хранилища сырой нефти.

Ответ на главный вопрос - найдется ли в Восточной Сибири достаточно нефти, чтобы обеспечить планируемый объем поставок? – искали весь год. Совместная работа Роснедра с Росприроднадзором будет способствовать выполнению задачи своевременного заполнения стратегического нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», заявил руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских. В этом направлении и шла работа в минувшем году. Территориальные агентства по недропользованию проводили торги по нефтегазоносным участкам, которые еще не распределены (в Иркутской области было продано 17 из 19 выставляемых на торги участков), а Министерство природных ресурсов РФ проверяло состояние выполнения этих работ недропользователями.

Интерес к месторождениям Восточной Сибири был колоссальным: цены, по которым уходили участки, превышали их стартовую стоимость в десятки раз. Нефтяные компании были готовы переплачивать, поскольку у них есть ощутимая возможность оправдать затраты в будущем. В апреле прошлого года с целью сделать добычу нефти в регионе, где пока отсутствует инфраструктура, рентабельной правительство ввело налоговые каникулы (отменило налог на добычу полезных ископаемых) для новых месторождений в Восточной Сибири на период 10 лет с момента выдачи лицензии на выработку месторождения. Проверка же МПР показала, что практически все недропользователи серьезно отстают от сроков, указанных в лицензионных соглашениях, и на большей части участков установленные объемы сейсморазведки и поисково-разведочного бурения не выполняются.

Такие «неудовлетворительные» результаты оживили дискуссию о «проблемах» с наполняемостью Восточного нефтепровода, но давно известно, что на первом этапе нефтепровод будет заполняться за счет западносибирской нефти (больше 20 млн т), а остальные объемы гарантировали «Сургутнефтегаз» с Талаканского месторождения и «Роснефть». Тем не менее сам факт проверки вписывается в общую линию, наметившуюся в прошлом году: активизация государственной политики в области проведения ГРР по лицензионным обязательствам на месторождениях Восточной Сибири, которые призваны составить основную базу для второго этапа реализации проекта ВСТО. Еще в конце августа Роснедра определило, что одним из приоритетных направлений ГРР по углеводородному сырью в 2007 году станет уточнение перспектив нефтегазоносности слабоизученных, отдаленных районов, прежде всего примыкающих к трассам магистральных строящихся и проектируемых нефтепроводов (в первую очередь в Восточной Сибири). На эти цели из федерального бюджета в 2007 году будет выделено более 7 млрд. руб. на 224 объекта.

Стал понятен и принцип финансирования проекта. «Транснефть» использует собственные и заемные средства. Собственные средства – это 95% чистой прибыли компании, которые идут на капитальные затраты, в том числе строительство Восточного нефтепровода. Причем решение о таком распределении было принято при поддержке Минэкономразвития и Минпромэнерго в качестве меры первостепенной поддержки именно этого проекта. Прибыль же генерируется за счет тарифов на прокачку нефти, в которые компания постепенно закладывает инвестиционную составляющую. Заемные средства – это кредиты, предоставленные банковским сообществом, и возможность выпуска и размещения еврооблигаций. Первый кредит на ВСТО «Транснефть» взяла у Сбербанка России в августе 2006 года. Стороны подписали соглашение об открытии кредитной линии на сумму 65 млрд руб., тогда же была осуществлена кредитная сделка для ООО «Востокнефтепровод» на сумму 20 млрд руб. В октябре 2006 года лимит кредитования был увеличен до 80 млрд руб., и компания приступила к подготовке документации для выхода на рынок еврооблигаций с дебютным выпуском (эталонный выпуск еврооблигаций на 2007 год). Таким образом, Восточный нефтепровод строится без льгот и преференций со стороны государства.

Именно в 2006 году разрешились несколько конфликтов – не только по поводу окончательной трассы ВСТО, но и по поводу его предназначения. ОАО «Российские железные дороги» долгое время выступало за возможность сохранения права осуществлять экспортные поставки нефти в Китай. Еще в сентябре 2003 г. Китай и Россия на межправительственном уровне договорились об увеличении поставок российской сырой нефти в Китай за счет ж/д перевозок до того момента, как ВСТО будет построен. РЖД предпочла бы сохранить за собой часть поставок тем более, что компания сделала значительные инвестиции в реконструкцию участка Забайкальской железной дороги «Карымская-Забайкальск» и погранпереходов. Однако доставка по магистральным нефтепроводам «Транснефти» в целом обходится нефтяным компаниям намного дешевле, чем доставка ж/д транспортом. И аналитики единодушно высказывали мнение, что экспортная нефть в китайском направлении с началом эксплуатации первой очереди Восточного нефтепровода будет перенаправлена из ж/д цистерн в трубу, чтобы достичь полной загрузки. Однако сама РЖД признала неоспоримый факт только в октябре 2006 года: президент РЖД Владимир Якунин заявил, что компания уже рассматривает грузовую базу неуглеводородного сырья, которое могло бы быть использовано для транспортировки (объемы перевозок сырой нефти будут замещены такими грузами, как руда, лес, уголь).

По итогам года в ЦУП ВСТО (дочерняя компания «Транснефти») констатировали: параллельно строительству линейной части нефтепровода был создан задел под будущие работы. Готовились площадки складирования, организовывались производственные базы, прорабатывались транспортные схемы доставки материалов и оборудования. По сути же в 2006 году огромный задел был сделан во многих сферах – сейчас перед компанией стоит задача только осуществить те уникальные решения, которые задуманы по проекту, и успеть в срок.

Галина Субботина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, обозреватель экспертного портала «Восточный нефтепровод»

06.02.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены