На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ВСТО

Алексей Стручков

Реализация проекта ВСТО обеспечивает мультипликативный эффект для развития многих отраслей экономики регионов-участников строительства. О значении Восточного нефтепровода для нефтегазового комплекса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) рассказывает нашему порталу и.о. министра промышленности региона Алексей Стручков.

Недавно Правительством Российской Федерации рассматривался вопрос о социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Какое место отводится нефтяной отрасли и, в частности, проекту ВСТО?

Основу нашей стратегии составляет Схема комплексного развития производства, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. В этой схеме нашел отражение весь отраслевой срез экономики республики, в том числе топливно-энергетический комплекс, составной частью которого является нефтегазовая отрасль. Стратегия реализация схемы заключается в том, чтобы преодолеть моноотраслевой характер нашей экономики. Необходимо обеспечить развитие других базовых отраслей, которые должны не только быть сопоставимы, но в некоторых случаях - превзойти доходы от алмазодобычи. Прежде всего, такой отраслью является нефтегазовый комплекс.

На территории республики нет чисто газовых или чисто нефтяных месторождений, все месторождения Западной Якутии - комплексные: наряду с высоким содержанием нефти имеются достаточно высокие концентрации газа или наоборот. Соответственно мы должны говорить о комплексном подходе в развитии нефтегазовой отрасли.

В контексте развития нефтяной отрасли судьбоносное решение о прохождении трассы Восточного нефтепровода по территории республики принято. Почему для нас оно судьбоносное? Во-первых, увеличивается экономическая привлекательность месторождений Республики Саха (Якутия). Существенно – в разы - сокращаются затраты недропользователей на строительство трубопроводов для поставок нефти со своих месторождений. Вот это главное.

Второе. Основной проблемой при освоении месторождений Якутии было отсутствие инфраструктуры – энергетической, транспортной и, главное, трубопроводной. Теперь она появится. Соответственно, появляется необходимость заполнения трубопроводной системы. Для того, чтобы заполнить трубопровод, нужно передавать открытые месторождения в пользование. Это и есть положительный стимул для развития нашей экономики. Я не говорю уже о создании новых рабочих мест, об увеличении доходов местного и регионального бюджетов, об участии компаний-недропользователей в проектах социально-экономического развития муниципальных образований и республики в целом и мультипликативном эффекте для других отраслей.

Объемы добычи нефти к моменту введения ВСТО должны возрасти. Какая-то часть ее останется в республике. Сколько якутской нефти, по вашей оценке, будет направляться в Восточный нефтепровод?

По срокам, которые были определены президентом РФ, первый этап строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» от Усть-Кута до Сковородино должен быть завершен к концу 2008 года. К этому времени мы планируем выдать на-гора первый миллион с Талаканского месторождения. Тогда и начнется масштабная добыча нефти на территории Республики Саха (Якутия). В последующем, по прогнозам, годовой объем добычи нефти будет увеличен до 5 млн. тонн, затем - до 8-9 млн. тонн в год. Мы ожидаем, что к 2020 году годовой объем добычи нефти на всех месторождениях Якутии составит порядка 12 млн. тонн.

Большая часть якутской нефти будет поставляться в Восточный трубопровод. Сегодня 250 тыс. тонн нефти, которые добываются в Якутии, используются для внутренних нужд республики. Речь идет о потреблении сырой нефти в качестве котельного топлива. Но уже завершается разработка программы перевода котельных на другие виды топлива – природный газ и местные угли. Мы предполагаем, что полностью откажемся от потребления сырой нефти в качестве котельного топлива к 2012 году. Газовый конденсат будет использоваться только в арктических улусах в небольшом объеме - порядка 20 тыс. тонн.

В то же время на территории республики появится нефтеперерабатывающий комплекс. АК «АЛРОСА» планирует достроить завод общей производительностью 250 тыс. тонн по сырью - вся эта нефть будет добываться на Иреляхском НГКМ, и светлые нефтепродукты будут использоваться для нужд АК «АЛРОСА». Компанией «Таас-Юряхнефтедобыча» рассматривается вопрос строительства нефтеперерабатывающего завода в районе г. Ленска или Средне-Ботуобинского НГКМ. Он будет перерабатывать порядка 500 тыс. тонн для потребностей западного региона республики. Вот этот объем - 250 плюс 500 - будет оставаться в республике. Все остальное будет подаваться в магистральный нефтепровод для реализации за пределы республики – в страны АТР или на нефтеперерабатывающие комплексы на востоке страны.

Известно, что ряд месторождений Якутии находится в нераспределенном фонде. Сколько всего месторождений уже осваивается и кем, сколько еще только предстоит передать недропользователям?

На территории республики открыто 29 месторождений нефти и газа. Еще раз напомню, что это комплексные месторождения. Суммарные запасы природного газа составляют более 2 трлн. куб. метров, извлекаемые запасы нефти - 380 млн. тонн. Но в то же время надо понимать, что максимальный объем добычи на этих месторождениях при нынешних условиях не может превысить 10-12 млн. тонн в год. В связи с этим, конечно, надо проводить геологоразведочные работы по перспективным территориям. К слову, все эти территории примыкают к трассе Восточного нефтепровода. При полной реализации планов геологоразведочных работ дополнительный прирост извлекаемых запасов нефти составит порядка 350-360 млн. тонн – плюсом к тем запасам, которые уже утверждены Государственной комиссией по запасам Министерства природных ресурсов.

Из 29 нефтегазовых месторождений 10 находятся в распределенном фонде. Из них сегодня разрабатываются Талаканское, Иреляхское, Средне-Ботуобинское, Средне-Вилюйское и газоконденсатное Мастахское. На месторождениях, которые были переданы в 2005-2006 году, проводятся геологоразведочные работы. Это Среднетюнгское, Хотого-Мурбайское, Тымпучиканское и др. Там работают «Сургутнефтегаз», «Холмогорнефтегаз» и «Сахатранснефтегаз».

Большая часть месторождений находятся в нераспределенном фонде недр. В последующем мы ожидаем активизации проведения аукционов и конкурсов по подготовленным к промышленному освоению месторождениям на западе республики

Наверняка недропользователи проявляют интерес к нераспределенному фонду. Какие новые недропользователи могут прийти в Якутию?

Интерес в принципе есть. Скорее всего, это будет либо сам «Газпром», либо его дочерние структуры. ОАО «Газпромнефть», по сути, уже присутствует на территории республики. Возможно, какой-то интерес проявит «Роснефть». Уже достаточно активно работает «Сургутнефтегаз»: компания, помимо Талакана, имеет лицензии на геологоразведочные работы на нескольких месторождениях. «Сургутнефтегаз» открыл новое газовое месторождение - Верхне-Пеледуйское, с запасами природного газа более 99 млрд. куб. метров.

Насколько возрастут доходы бюджета республики от нефтяной отрасли? Какую долю внесет Восточный нефтепровод?

Доходы возрастут достаточно серьезно. По итогам 2006 года на Талаканском месторождении, которое дает основной объем, добыто 260 тыс. тонн нефти, и при этом республиканский бюджет получил от «Сургутнефтгаза» более 700 млн. руб. налоговых платежей. К 2009 доходы бюджета республики от нефтяной отрасли составят более 2 млрд., к 2020 году - порядка 46 млрд. руб. Из них порядка 5 млрд. руб. – это доходы, связанные с транспортом нефти по территории республики.

Много говорится о мультипликативном эффекте, который будут иметь крупные проекты, реализуемые на территории республики, в то числе – проект ВСТО. Есть ли примеры, демонстрирующие этот эффект?

Реализация проекта ВСТО благоприятным образом скажется на развитии многих отраслей экономики. Простой пример – транспортная отрасль. Нынешний объем перевозок ОАО «Железные дороги Якутии» несравним с объемами прошлого года. Сейчас железнодорожники беспрерывно работают на перевозке продукции технического назначения для строительства ВСТО – соответственно получают доходы, и гораздо более высокие, чем прежде. В этом году ожидается перевозочный бум в навигацию – возрастут доходы речного транспорта. То же самое касается и автотранспортников. У энергетиков появляется платежеспособный потребитель, что в конечном итоге для каждого жителя Якутии означает снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию. Строительство трубопровода скажется и на развитии сельского хозяйства – ведь 12 тысяч человек надо кормить, значит, вырастет спрос на мясо, молоко и другую сельхозпродукцию. Развитие получат и другие отрасли экономики. Вот это и называется мультипликативным эффектом.

Будут ли привлекаться местные трудовые ресурсы при строительстве ВСТО и его дальнейшей эксплуатации? Готовит ли республика уже сейчас специалистов для нефтяной отрасли?

Ежегодно около 30 якутян оканчивают Российский университет нефти и газа им. Губкина и приходят на работу в наши нефтегазовые компании. Рассматривается возможность открытия на базе Якутского государственного университета или Мирнинского политехнического института факультета для подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли.

На строительстве ВСТО на территории республики будет занято порядка 12 тыс. человек, эксплуатация нефтепровода потребует порядка 1300 человек. Безусловно, на начальном этапе, пока мы не имеем достаточно специалистов, какая-то часть руководящего состава будет привлечена из-за пределов республики. В последующем основную часть занятых в нефтяной отрасли - инженеров, руководителей, и рабочих – составит местное население. Пример, демонстрирующий реальность наших планов – Талакан: сегодня там работают порядка 2 тыс. человек, около половины составляют якутяне.

Крупные промышленные проекты всегда вызывают массу вопросов по экологической безопасности.

Экологическим проблемам мы уделяем самое пристальное внимание. В этом отношении мы предъявляем к проекту повышенные требования. На стадии строительства будут применены новейшие технологии, которые минимизируют риски для окружающей среды. Это касается переходов через водные преграды, использования материалов при строительстве и всего остального. При строительстве трубопровода будут использоваться трубы, изготовленные по специальным требованиям для прокладки нефтепровода в условиях Крайнего Севера – с учетом таких факторов как вечная мерзлота и сейсмоопасность.

Мы здравые люди и должны понимать, что разработка любых месторождений, любое промышленное строительство связаны с негативным воздействием на окружающую среду. Мы просто должны спросить себя: может, нам надо вернуться в чумы и приостановить производство, вообще ничего не делать? На самом деле наша задача в другом – принимать такие управленческие решения, которые приводят к минимальным рискам и к минимальному загрязнению окружающей среды.

15.02.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены