На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

БЛАГОПОЛУЧНАЯ СРЕДА И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

Александр Антипов

Выбор ветки Лена-Олекминск как части ВСТО удлинил трассу примерно на 500 км, но создал ряд существенных преимуществ. Прежде всего то, что Восточный нефтепровод практически вплотную подходит к нефтегазовым месторождениям, подразумевает прямую подкачку нефти, а значит, сокращает затраты на первичную транспортировку и сбор и создает возможность для подключения запасов, которые сейчас уже частично разведаны. С моей точки зрения, величина запасов пока не слишком велика: 500-600 млн тонн. Однако в перспективе на территории Иркутской области запасы могут быть значительно увеличены.

Добывающим компаниям нужно вкладываться в доразведку. Практически вся территория Иркутской области и Республики Якутия «распилена» на лицензионные участки. В процессе доразведки возможны спекуляции, что связано с повышением капитализации компаний. Целесообразны создание централизованной системы, поиск общей стратегии лицензирования освоения недр.

Возвращаясь к преимуществам трассы Усть-Кут – Лена – Олекминск, хотелось бы отметить возможность поставки грузов по реке Лена от Усть-Кута до Олекминска. С восточной стороны от Тынды до Алдана есть железнодорожная ветка. А вот на участке от Алдана до Олекминска - бездорожье. Здесь предстоит формировать инфраструктуру практически с нуля.

При проектировании и строительстве таких глобальных объектов возникает необходимость жесткого контроля. Нужно оценить все риски, дать прогнозы изменения состояния окружающей среды. В разработке ТЭО проекта наш институт принимал непосредственное участие, мы закартировали всю трассу нефтепровода от Тайшета до Дальнего Востока в масштабе 1:200 000 . На участке от Тайшета до Олекминска специалисты института составили карту по всем природным средам в масштабе 1:25 000. Через каждые 5 км на расстоянии 1200 км мы делали отбор проб почв для оценки геохимических показателей для обеспечения максимальной информации по современному состоянию почвенного покрова и воды. Кроме того, было сделано детальное описание растительного и животного мира. Также были изучены химические характеристики донных отложений, ихтиофауна – все параметры природной среды, которые так или иначе могут быть подвержены воздействию создаваемой трассой нефтепровода. Состояние среды достаточно благополучное, на трассе не выявлены особо ценные природные элементы, трасса практически не задевает участки особо охраняемых территорий.

Существует три зоны возможных опасений. Первая: труба проходит по берегу реки Лена и пересекает ее выше города Олекминска, по территории, где очень мощные мерзлотные процессы. Лена очень активно «моет» днище, и поэтому трубу нужно врезать таким образом, чтобы не поставить ее на поток, иначе может измениться гидравлика. Вообще, работа с «живым» потоком гораздо сложнее, чем со стоячим водоемом. Проблема при пересечении Усть-Илимского водохранилища заключается в загрязнении донных отложений, которые накапливаются и создают мертвый горизонт, и при проведении строительно-монтажных работ могут подниматься вверх. При возможном прорыве работа со стоячим объектом наоборот сложнее – тяжелые фракции нефти лягут на дно, в то время как проток может унести загрязнение и промыть участок. Вторая зона опасений - это пересечение зоны карстующих карбонатных пород; при их промыве возможно возникновение карстовых воронок, которые также могут разрушительно подействовать на трубу. В-третьих, на северо-востоке области и в Якутии достаточно много песков с очень низкой несущей способностью. При температурных нарушениях мерзлотных процессов пески могут создать оползневые явления, которые также могут оказать неблагоприятное воздействие на трубопровод. В свою очередь высокая фильтрация в карстах и песках может привести к быстрому попаданию нефти в реку Лена и ее притоки. Все эти риски не являются критическими, поскольку укладываются в те нормативы, которые задаются при строительстве подобного типа сооружений.

Особое внимание при строительстве должно быть уделено зонам разгрузки стройматериалов по берегам рек. Часто при проведении погрузочно-разгрузочных работ берега водоемов разрушаются, могут отступать и терять свои первоначальные очертания. Природа бесценна, и отслеживание всех процессов, происходящих с ней, должно быть оптимальным. Следовательно, нужно налаживать систему мониторинга как во время строительства, так и во время эксплуатации нефтепровода. Мониторинг вменяется в прямую обязанность федеральных контролирующих органов. Кроме того, данную работу проводят структурные подразделения «Транснефти»; также на трассу активно выезжают областные контролирующие органы. Все проверки пока не выявили существенных изменений в каких-либо средах.

Александр Антипов - генеральный директор института географии СО РАН

13.03.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены