На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ВОСТОКА

Александр Суходолов

В конце февраля Иркутская область и республика Саха (Якутия) подписали Соглашение о социально-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве на 2007-2011 годы. Одним из важных аспектов сотрудничества двух субъектов является развитие инфраструктуры. Нефтепроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) стала еще одним важным звеном сближения Иркутской области и Якутии.

Очевидно, что строительство и эксплуатация ВСТО дадут новую основу экономическому и инфраструктурному развитию, как Иркутской области, так и Якутии. Уже сейчас оживают северные речные порты, появляется работа у небольших аэропортов, будет развиваться дорожная сеть.

ВСТО даст вторую жизнь обанкротившимся портам Иркутской области, через которые осуществляется "северный завоз". Со строительством нефтепровода и с освоением нефтяных месторождений на севере Иркутской области и в Якутии объем грузоперевозок по реке Лена существенно возрастет. По предварительным оценкам, в 2007 году "Транснефть", "Сургутнефтегаз" и "Верхнечонскнефтегаз" перевезут по реке Лене не менее 2 млн тонн грузов.

"Транснефть" ведет строительство дороги вдоль Лены. Эта дорога соединит Иркутскую область и Якутию. Если бы не реализация проекта ВСТО, вряд ли бы кто-то принялся за ее строительство в обозримом будущем. Сейчас сооружение этой магистрали необходимо для обеспечения строительства нефтепровода в труднодоступных районах.

Вслед за нефтепроводом, который пройдет по территории Иркутской области и Якутии, намерение "сблизить" два соседних субъекта высказало "Иркутскэнерго". Компания предлагает строительство ЛЭП-500 от Усть-Кута а север Иркутской области и далее по территории Якутии через Мирный с выходом к каскаду Вилюйских ГЭС. Это позволит обеспечить электроэнергией перспективные для инвестиционного развития и богатые природными ресурсами районы севера Иркутской области и юго-запада Якутии. Кроме того, ЛЭП соединит Якутию через Иркутскую энергосистему с ОЭС Сибири. Это станет еще одной надежной основой для сотрудничества между двумя субъектами. Общая стоимость проекта оценивается в 1,2 млрд долларов США. Этот проект отвечает задачам, поставленным Президентом России Владимиром Путиным по социально-экономическому развитию северо-востока России.

Более того, благодаря сооружению Восточного нефтепровода наши соседи надеются частично решить проблему "северного завоза". Недавно делегация Якутии ознакомились с работой Ангарской нефтеперерабатывающей компании. В настоящий момент рассматривается возможность строительства небольшого НПЗ, что поможет якутским коллегам сократить "северный завоз". Идея интересная, но необходимо учитывать, что небольшие НПЗ не могут комплексно перерабатывать нефть и производить продукцию высокого качества, например, авиационное топливо.

Нефтепроводную систему Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) можно назвать национальным проектом. Иркутская область и Республика Саха – в числе тех регионов, которые обеспечивают его скорейшую реализацию. Для содействия строительству и оперативного решения вопросов, возникающих на конкретных территориях и в региональных структурах, губернатор Иркутской области Александр Тишанин создал штаб по содействию прохождения трассы по территории Иркутской области. Этот опыт может быть полезен и для наших коллег из Якутии.

Тайшет Иркутской области – это начальная точка ВСТО. Здесь развернулись первые работы по его возведению. Сейчас прокладка трассы на участке Тайшет--Усть-Кут близится к завершению.

Строительство нефтепровода дает толчок социально-экономическому развитию Иркутской области. Уже по итогам 2006 года на этапе строительства ВСТО "Транснефть" через дочерние предприятия заплатило в бюджет Иркутской области около 1 млрд. рублей.

Немаловажным аспектом для Иркутской области, особенно, для ее северных территорий является проблема занятости населения. Уже сейчас "Транснефть" готовит специалистов для будущего обслуживания магистрали: около 300 жителей Иркутской области проходят специальное обучение в Томске. В результате на высокооплачиваемые рабочие места придут квалифицированные местные кадры.

Администрация Иркутской области приступила к подготовке Стратегии развития топливно-энергетического комплекса до 2030 года. В документе, безусловно, будет учтено строительство ВСТО. Основные этапы Стратегии, как мы ожидаем, будут готовы уже в конце первого полугодия, а к концу года разработка документа будет завершена. Стратегия позволит правильно оценить топливно-энергетический баланс в среднесрочной и долгосрочной перспективах, согласовать развитие ТЭКа с задачами социально-экономического развития Иркутской области и востока России. Этот документ поможет выйти на конкретную инвестиционную программу, в которой будет отображена схема размещения генерирующих мощностей и формирование сетевого хозяйства.

Александр Суходолов -- директор Департамента промышленности Иркутской области

20.03.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены