На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: деньги для трубы

Галина Субботина

В апреле исполняется год с начала строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». В настоящий момент построено около трети линейной части первой очереди нефтепровода, но предстоит еще немало: семь нефтеперекачивающих станций, Морской нефтеналивной порт в Козьмино, оставшиеся две трети нефтепровода, резервуарные парки, нефтеналивная эстакада в Сковородино, железнодорожная наливная эстакада в районе Находки. Все это планируется завершить к декабрю 2008 года, и руководство «Транснефти» не видит причин сомневаться в осуществимости намеченных планов – строительство идет по графику.

Стоимость строительства трубопровода Тайшет - Сковородино протяженностью 2,8 тыс. км и мощностью 30 млн т и морского терминала в бухте Козьмино оценивается в $11 млрд (295 млрд руб.). В 2006 году «Транснефть» затратила 88 млрд руб на прокладку 540 км трубы, в 2007 году вложения в проект предполагаются на уровне 198,7 млрд руб., в 2008 году - 63,6 млрд руб. (все суммы - с учетом НДС в 18%). Суммы немалые, впрочем, как и масштаб проекта ВСТО, в соответствии с которым, «Транснефть» намерена привлекать финансовые ресурсы со стороны. При этом доля собственных средств компании в общем объеме инвестирования нефтепровода остается весьма значительной. В 2007 году на капитальные вложения, в целом, будет направлено 63,7 млрд. рублей, что составляет 95 % чистой прибыли «Транснефти».

Проект строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» рассматривается Правительством Российской Федерации в качестве основной стратегической государственной задачи, связанной с экспортом российской нефти. Нефтепровод не только открывает новый маршрут нефтяного экспорта, но и является организующим началом для последующего развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Значение ВСТО для национальной экономики трудно переоценить. По словам и.о. министра промышленности Республики Саха (Якутия) Алексея Стручкова, этот проект обладает мультипликативным эффектом, что выражается в его благоприятном влиянии на развитие сразу нескольких отраслей экономики – транспорта, энергетики, даже сельского хозяйства. Кроме того, с развитием инфраструктуры в регион потянутся и инвесторы.

Согласно сложившейся международной практике, для реализации инвестиционных проектов, имеющих значительную экономическую и социальную значимость, государства обычно предоставляют национальным компаниям ТЭК бюджетные средства в форме субвенций и субсидий. «Транснефть» бюджетные или какие-либо иные государственные средства, а также налоговые льготы не использует. Компания справляется своими силами, привлекая средства за счет банковского кредитования и выпуска долговых ценных бумаг.

Первый кредит на ВСТО «Транснефть» взяла у Сбербанка России в августе 2006 года. Стороны подписали соглашение об открытии рамочной возобновляемой кредитной линии на сумму 65 млрд руб., тогда же была осуществлена кредитная сделка для ООО «Востокнефтепровод» на сумму 20 млрд руб. В октябре 2006 года лимит кредитования был увеличен до 80 млрд руб. Сбербанк является традиционным партнером «Транснефти»: в 2001 году крупнейший банк в Центральной и Восточной Европе кредитовал строительство трубопровода Суходольная – Родионовская (5,5 млрд. руб.), в 2003 году – расширение Балтийской трубопроводной системы (20,0 млрд. руб.), в 2006 году – ВСТО. Открытие кредитной линии удобно обеим сторонам: «Транснефть», получая долгосрочный кредит отдельными долями, выигрывает на уменьшении суммы процентных платежей, Сбербанк же имеет возможность контролировать целевое расходование заемных средств и может похвастаться наличием кредитоспособного клиента, лидера национальной экономики.

Ведь за привлечение ведущих компаний ТЭК в число своих клиентов между банками существует серьезная конкуренция. О готовности выдать кредиты на строительство ВСТО заявляли Внешторгбанк и Внешэкономбанк. У компании есть значительный пул европейских и американских банков, способных профинансировать проект, а в феврале этого года глава Минпромэнерго Виктор Христенко пригласил японских партнеров принять участие в кредитовании Восточного нефтепровода. Как отмечал вице-президент «Транснефти» Евгений Астафьев, финансовых структур, желающих участвовать в строительстве Восточного нефтепровода, довольно много, однако «Транснефть» при привлечении кредита отдает предпочтение тем, кто предлагает максимально дешевые и необеспеченные финансовые ресурсы.

Для реализации проекта ВСТО «Транснефть» использует разные методы финансирования, что позволяет задействовать возможности как банковского капитала, так и фондового рынка. Организует заимствования и выступает в качестве консультанта «Транснефти» ее дочернее предприятие - ООО «Транснефть Финанс». В феврале нефтепроводная монополия разместила дебютный выпуск еврооблигаций общим объемом $1,3 млрд. Высокий спрос со стороны инвесторов на семилетний выпуск приоритетных необеспеченных облигаций позволил компании разместить эти бумаги под рекордно низкий для российских компаний процент - 5,67% годовых (индикативная цена еврооблигаций была установлена на уровне «Либор + 55 базисных пунктов»). Интерес инвесторов к вложению средств в проект ВСТО понятен: мировой спрос на энергоресурсы растет, это обеспечивает стабильные рынки сбыта продукции нефтяным компаниям, а следовательно, в перспективе, перекачку нефти по строящемуся нефтепроводу в объеме, достаточном для выхода проекта на окупаемость. Инвестиции в ВСТО потенциально привлекательны и по той причине, что проект обладает ключевым значением для экономики не только России, но и стран-импортеров российской нефти, их социальной сферы, экологической обстановки.

Международное рейтинговое агентство Standard and Poor’s присвоило еврооблигациям «Транснефти», как и самой компании, кредитный рейтинг на уровне ВВВ+/стабильный, Moody’s – на уровне А2/стабильный. Аналитики S&P объясняют свое заключение о способности и готовности компании своевременно производить выплаты кредиторам благоприятным тарифным режимом, благоприятной системой регулирования и стратегической значимостью «Транснефти» как компании, обеспечивающей транспортировку большей части нефти, добываемой в России. Уникальное положение «Транснефти» на рынке обуславливает высокий уровень ее поддержки государством. Кроме того, компания демонстрирует хорошие показатели операционной деятельности, положительно сказывается на ее репутации и специфика ее деятельности – высокая экономичность трубопроводного транспорта по сравнению с альтернативными способами доставки нефти.

Тем не менее существует набор рисков, которые могут негативно сказаться на финансовой позиции компании, что в перспективе может затруднить завершение проекта ВСТО. Это, в частности, финансовые риски, которые выражаются в привлечении компанией слишком большого объема кредитных ресурсов, что в случае уменьшения прибыльности деятельности компании может привести к убыткам. Еще более серьезными рисками являются сбытовые, когда объем заказов на транспортные услуги не соответствует запланированному. Но «Транснефти» ни то ни другое не грозит. «Весь мир, в том числе и развивающиеся экономики азиатско-тихоокеанского региона, нуждается в дополнительных источниках энергии. Наша нефть, которая должна прийти на берег Тихого океана, крайне востребована», - заявил президент России Владимир Путин летом прошлого года. Что касается финансовой составляющей, сейчас «Транснефть» - это одна немногих крупных компаний российского ТЭК с низкой долговой нагрузкой.

Конечно, дальнейшие заимствования «Транснефти» для финансирования проекта нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» будут сделаны на условиях несколько хуже предыдущих, но по-прежнему останутся сравнительно недорогими. В каком формате компания решит занимать, зависит от конкретных условий и состояния рынка на момент принятия решения. Но о том, что средства будут найдены, можно говорить с полной уверенностью, поскольку «Транснефть» традиционно проводит взвешенную финансовую политику, результатом которой стала успешная реализация не одного проекта в трубопроводном транспорте России.

Галина Субботина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, обозреватель экспертного портала «Восточный нефтепровод»

12.04.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены