На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Кадры особой квалификации для ВСТО

Игорь Солярский

Проекты такого масштаба, как ВСТО, наиболее ярко выявляют системные проблемы регионов. Несмотря на высокий уровень безработицы в Сибири и на Дальнем Востоке, регионы страдают от жесткого кадрового голода. Здесь нет высококвалифицированной рабочей силы при том, что специалистов с дипломами о высшем образовании в достатке. Компания «Транснефть» ощутила эту проблему в полной мере. О том, что «Транснефть» вынуждена решать непрофильные для нее задачи: готовить кадры профессиональных специалистов для себя и даже по заявкам других предприятий, рассказывает вице-президент компании Игорь Солярский.

— Игорь Георгиевич, компания предъявляет какие-то особые требования к рабочим, в рамки которых не укладываются сибиряки?

— Проблема гораздо шире, чем вы сейчас пытаетесь обрисовать. Действительно, требования к рабочим у нас высокие. Ничего удивительного: нефтепровод — объект повышенной ответственности и опасности. Неквалифицированные рабочие просто не могут справиться с задачами, которые перед ними ставятся, и не владеют новыми технологиями. Но их давно никто к этому и не готовит. Главная беда в том, что разрушена система профессионального образования. И не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но в целом по стране. Компания «Транснефть» присутствует в 60 регионах, и везде ситуация одинаковая.

Когда было принято решение о реализации проекта ВСТО, рабочий персонал мы намеревались набирать по ходу трассы. Из этого мало что вышло. Общеизвестны цифры: из 4 тыс. работников, занятых на строительстве, только 300 человек — сибиряки. И в основном это водители большегрузного транспорта, экскаваторщики, т. е. работники тех специальностей, которые могут быть задействованы на любой большой стройке — от жилого комплекса до горнодобывающих объектов. Остальных мы привозим из других регионов, и в основном это те рабочие, кто подготовлен на наших обучающих базах и в наших центрах.

— И при этом в Сибири начаты грандиозные инвестиционные проекты. Вы полагаете, в этой ситуации с ними справятся? Или у «Транснефти» есть свой «рецепт» решения проблемы?

— Наша компания, наверное, раньше многих осознала всю опасность ситуации. Возможно, это произошло потому, что после того как долгие 15 лет (с 1985-го по 2000-й) в стране не строилось ни одного трубопровода и эта отрасль строительства деградировала, мы взялись сразу за такие масштабные проекты, как Балтийская трубопроводная система, обход вокруг Чеченской Республики… Теперь — нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Каждый из этих проектов в равной степени несет и производственную, и геополитическую нагрузку. От них зависят не только наши производственные показатели и доходы компании (и государства тоже), но и авторитет страны. Все эти соображения и заставили предпринять решительные меры по созданию собственных «источников» кадрового потенциала в ключевых для нас регионах.

В Томске мы организовали технический колледж, в котором готовим по 10 рабочим профессиям. К поступающим предъявляются определенные требования: учитываются возраст, уровень образования, служба в армии и т. д. Конкурс достаточно большой, не все его проходят. Колледж входит в систему АК «Транснефть». Компания оснастила его современным оборудованием, полностью содержит штат, выплачивает студентам стипендию. Во время последнего набора 21% поступающих был с высшим образованием. Для них, не нашедших себя в полученной когда-то профессии, очень важно, что по окончании колледжа гарантируется рабочее место с хорошей заработной платой.

Открыт колледж в Тюменской области, готовится к открытию в Чувашии. Все они созданы на базе бывших ПТУ, в которых пришлось переделывать и реконструировать все — от зданий до учебного оборудования. Не исключаю, что с развитием проекта ВСТО подобный проект будем осуществлять в одном из регионов СФО или ДВО.

При этом нужно четко осознавать: даже самый высококвалифицированный рабочий-специалист остается таковым лишь в течение нескольких лет — очень быстро меняются технологии, совершенствуется оборудование, растут требования. Компания «Транснефть» создала собственные учебные центры в Тюмени, Ухте и Новокуйбышевске, которые в основном предназначены для переподготовки и повышения квалификации рабочих. Эти центры в свое время стали основой системы образования в рамках компании «Транснефть», которую сегодня уже можно считать вполне структурированной.

Последним ее звеном является тесная связь с профильными вузами — Российском университетом нефти и газа им. Губкина, Томским, Уфимским, Тюменским, Самарским и Ухтинским университетами. С ними заключены договоры на подготовку специалистов на профилирующих кафедрах «Проектирование, строительство и эксплуатация трубопроводного транспорта». Недавно аналогичный договор был заключен с Дальневосточным университетом — это, кстати, уже напрямую связано с проектом ВСТО. Ежегодно в этих вузах за счет компании «Транснефть» обучаются более 800 студентов, которые проходят практику на наших объектах и которых мы готовы принять на работу после получения диплома.

— Игорь Георгиевич, но ведь это не функция бизнес-структуры — готовить себе кадры?

— Согласен, не функция. Однако нужно понимать, что современный трубопроводный транспорт является одной из сложнейших структур в нефтегазовой отрасли. У нас высокотехнологичное производство, в котором используются новейшие достижения в самых разных областях — металлургии, материаловедении, химии, автоматике, телемеханике, связи и информатике, сфере управления, экологии и т. д. Естественно, эксплуатация объектов нефтепроводной системы требует особой квалификации, высокого уровня профессионального мастерства и отличных знаний. Очевидно, что без нашего действенного участия задачу подготовки кадров не решить, как бы далеко она не отстояла от профильного бизнеса компании. Мы это хорошо понимаем, и действуем соответственно.

Не стоит сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что, готовя профессиональные кадры в регионах присутствия, мы повышаем общий интеллектуальный потенциал населения. Это один из мультипликативных эффектов, которые приносит трубопроводный транспорт. Кроме того, подсчитано, что одно рабочее место в трубопроводном транспорте автоматически создает три-четыре рабочих места в обслуживании. Рядом с трубой действуют десятки сервисных организаций, кадровый состав которых тоже должен быть на высоком уровне.

Новый технологический уровень требуется и от металлургических компаний, производящих для нас трубы и оборудование. И это еще один импульс для повышения профессионализма, но уже у наших смежников. Цепочку можно продолжать долго. Очевидно одно: проекты, которые реализует компания «Транснефть», важны для государства не только сами по себе, но и благодаря многочисленным «побочным эффектам», которые в целом поднимают промышленный и кадровый потенциал регионов.

Источник: «Континент Сибирь»

26.04.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены