На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА ВЫСОЧАЙШЕМ УРОВНЕ

Эримей Черекчиди

Генеральным проектировщиком нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» выступает инжиниринговая нефтегазовая компания «ВНИИСТ». О направлениях сотрудничества между «Транснефтью» и институтом в области реализации крупномасштабного проекта рассказывает президент ОАО «ВНИИСТ» Эримей Черекчиди.

Какие работы выполняет ВНИИСТ в области реализации крупномасштабных проектов, таких, как трубопроводная система ВСТО, БТС-2 и Харьяга – Индига?

Усилия научных и инженерных кадров нашего института направлены на решение задач, связанных со строительством нефтепровода ВСТО, а также на проектирование БТС-2 и нефтепровода Харьяга – Индига. Для этого предполагается разработать комплекс общих и специальных технических требований (ОТТ и СТТ) к принимаемым проектным решениям, а также к оборудованию, которое планируется использовать на будущих нефтепроводах. Кроме того, будет заново проанализирован Реестр технических условий и требований к оборудованию и технологиям, допущенным к реализации на объектах «Транснефти». Например, по новым правилам необходимо обязательное предварительное промышленное испытание оборудования, предназначенного для Компании.

Под началом ВНИИСТа работает ряд проектных институтов. Какие именно? По каким критериям они отбирались для проектирования трубопроводной

системы ВСТО?

К подготовке проекта строительства магистрали ВСТО были привлечены лучшие проектные организации России: ОАО «Гипротрубопровод», ЗАО «ПИРС», ЗАО «НИПИ «ИнжГео», ОАО «Институт «Нефтегазпроект», МОАО «Нефтеавтоматика», ЗАО «Элеси», ЗАО «ИМС-Инжиниринг» и др. Выбор институтов и принцип распределения работ между ними обусловлены в первую очередь технической оснащенностью организаций, квалификацией их персонала, наличием лицензий и сертификатов. Принимались во внимание также опыт работы этих организаций с «Транснефтью» и ВНИИСТом, качество проектирования, специализация и региональное расположение институтов. Для привлечения их к работе ВНИИСТ подготовил требования к проектным организациям и требования к проектно-сметной документации, на соответствие которым проводилась сертификация этих организаций в Системе добровольной сертификации (СДС) «Транссерт».

ВНИИСТу, как генпроектировщику Восточного нефтепровода, удалось за короткое время создать ТЭО (проекта) «Расширение трубопроводной системы ВСТО». Какие меры были приняты для того, чтобы уложиться в сроки проектирования?

Действительно, сроки подготовки проекта были предельно сжатыми. Вспомним недавнее прошлое: решение о переносе трассы было принято Президентом РФ В.В. Путиным в конце апреля 2006 года, а положительное заключение Ростехнадзора по проекту последнего участка нефтепровода ВСТО Талаканское месторождение – Алдан было получено в марте 2007 года. Нетрудно подсчитать, что проектирование заняло около 11 месяцев.

Уложиться в эти сроки позволила эффективная работа пула проектных организаций под началом ВНИИСТа, о чем уже было сказано. Напомню, что перед проектировщиками была поставлена задача разработать единую систему управления нефтепроводом с учетом того, что значительная часть его трассы пройдет по малонаселенным территориям. Иными словами, речь шла о так называемых малолюдных технологиях.

Другими параметрами, которые учитывались при проектировании, были протяженность трассы (2,7 тыс. км), давление в трубопроводе (до 10 МПа), а также режимы транспортировки нефти. Предъявлялись жесткие требования к технологическому оборудованию, трубам, арматуре, отводам, фасонине, а также к технологии строительных работ. Как известно, ранее продукция, соответствующая данным требованиям, в таких объемах в России не выпускалась. Было проведено множество исследований.

Наши инженеры изучили мировой опыт строительства трубопроводов, рассчитанных на давление 10 МПа, разработали специальные технические требования и типовые проектные решения, создали методологию проектирования. Кроме того, они «выдали на-гора» около 70 нормативных документов. Весь этот комплекс мер позволил выполнить необходимый объем работ в сжатые сроки и, замечу, без ущерба их качеству.

Какие еще работы выполняет ВНИИСТ для нефтепроводной отрасли в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ?

Кратко перечислю основные направления сотрудничества наших компаний. Важная составляющая деятельности института – формирование базы технических требований и технических условий на закупаемые для нефтепроводной отрасли материалы и оборудование. Мы продолжаем работать над ОТТ и СТТ, которые регламентируют основные технические параметры, технологию изготовления, правила приемки и методы контроля материалов и оборудования, применяемых для строительства магистральных нефтепроводов.

Еще одно направление – разработка руководящих документов (РД). Так, вышли в свет РД по сварке при строительстве и капремонте объектов МН, а также по технологии сварки при строительстве и ремонте вертикальных резервуаров. Институтом разработан РД, регламентирующий нормы и правила проектирования, строительства нефтепровода с учетом климатических особенностей Восточной Сибири и Якутии.

Во ВНИИСТе проводятся исследования перспективных материалов, которые планируется применять в отрасли (например, различных видов изоляции для покрытия труб), а также разрабатываются и совершенствуются новые материалы, устройства и приборы, востребованные нефтепроводчиками.

Как Вы оцениваете работу системы добровольной сертификации «Транссерт»?

Сертификация в СДС «Транссерт» позволяет объективно оценить способность организаций оказывать услуги, а также производить продукцию в соответствии с требованиями «Транснефти». Эта процедура дает возможность проверить, насколько эффективна система обеспечения качества продукции и услуг организаций-заявителей. Замечу, что подготовка к процессу сертификации позволила более чем 1 тыс. организаций, которые поставляют продукцию или работают в отрасли на подрядных условиях, создать или усовершенствовать свою систему менеджмента качества.

Сегодня все производители и подрядные организации, ориентированные на сотрудничество с «Транснефтью» (а их более 1,5 тыс.), проходят процедуру сертификации в СДС «Транссерт». В «Транссерте» – трехуровневая процедура сертификации. Только преодолев эти уровни, организация может получить сертификат соответствия. За время работы системы выдано 752 свидетельства первого уровня, 736 – второго и 47 – третьего. Повышение уровня означает возрастание степени соответствия производимой продукции и выполняемых работ требованиям «Транснефти». На сегодня выдано 15 сертификатов соответствия промышленным и строительно-монтажным предприятиям. Среди них ОАО «ЧТПЗ», ОАО «ВТЗ», ОАО «Трубодеталь», ОАО «Стройтрансгаз», ОАО «Уральская сталь» и др.

На основе результатов сертификации «Транснефть» проводит отбор организаций для участия в тендерах. При этом сертификация ставит надежный заслон недобросовестным организациям. ВНИИСТ намерен совершенствовать процесс сертификации: расширять методическую и инструментальную базу правил, методов измерений и испытаний, принимать участие в подготовке государственных институтов «третьей стороны».

Источник: «ТТН», №6/2007

05.07.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены