На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

МАГИСТРАЛЬНАЯ ТЫСЯЧА

Галина Субботина

Юбилейный – тысячный – километр пройденной трассы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» -- свидетельство того, что более трети маршрута уже позади. Впереди строителей ждет самый тяжелый участок маршрута – от Талаканского месторождения до города Алдан, завершение семи нефтеперекачивающих станций и морской нефтеналивной терминал «Козьмино». Однако справится с задачей национального масштаба «Транснефти» не составит труда: компанию поддерживают предприятия отечественной промышленности, руководство регионов, по которым проходит Восточный нефтепровод, и политическое руководство России.

Специфика проекта ВСТО заключается в эффекте взаимозависимости. С приходом нефтепровода в регион стало целесообразно осваивать месторождения Восточной Сибири, которые в связи с суровыми природными условиями нефтяные компании до сих пор разрабатывать не решались. Вместе с тем и окупаемость проекта Восточного нефтепровода зависит от этих месторождений – способны ли они в течение длительного периода времени давать нефть. Оценки геологов, нефтяников и чиновников Министерства природных ресурсов в этом вопросе расходятся. Кто-то бьет тревогу, что обещанные огромные нефтяные запасы существуют только в прогнозах и на бумаге, кто-то, наоборот, уверяет, что количество нефти таково, что Восточная Сибирь станет нефтегазовой провинцией, сравнимой по отдаче с Западной Сибирью.

Если посмотреть на факты, показателен пример Ванкорского нефтегазоконденсатного месторождения, нефть которого призвана, как обещает НК «Роснефть», заполнить нефтепровод ВСТО на 30%. В 2005 году «Роснефть» сообщила, что доказанные запасы месторождения составляют 250 млн т нефти, в декабре 2006 года речь шла о 354,7 млн т, в феврале этого года компания отрапортовала об увеличении запасов по категории ABC1 до 490 млн т. А на днях директор по науке «Роснефти» Марс Хасанов сообщил, что запасы стратегического проекта компании составляют около 500 млн тонн нефти по категории 3Р (доказанные, вероятные, возможные), причем эти данные уже подтверждены независимым аудитором. Ресурсы прилегающих к Ванкору месторождений в заключении аудитора оцениваются также в полмиллиарда тонн. То есть при уточнении прогнозных данных подтверждается, что Восточная Сибирь действительно богата ресурсами.

Помимо импульса к развитию нефтегазовой отрасли строительство и эксплуатация трубопровода стимулирует и сопутствующие производства, малое предпринимательство, социальную сферу. К региону стали проявлять интерес инвесторы. Предприятия, близкие еще недавно к банкротству и существовавшие исключительно по причине своей социальной функции (например, осуществление северного завоза грузов), получили существенные заказы и возможность выйти на рентабельную работу. Руководство ленских речных предприятий неизменно подчеркивает, что такие объемы грузов перевозились только во времена Советского Союза.

Руководство областей и республики, по которым проходит нефтепровод ВСТО, осознает, что масштабный инвестиционный проект во многом является причиной оживления деловой активности в регионе, поэтому не может не оказывать поддержку его реализации. А поддержка, безусловно, нужна проекту, так как темпы строительства, по выражению главы «Транснефти» Семена Вайнштока, беспрецедентны, учитывая, что «трубопровод нужно построить с высоким качеством, а трасса изобилует особенностями - это и вечная мерзлота, и горы, и тектонические разломы, и зоны повышенной сейсмической активности».

В Иркутской области уже озвучивают первые итоги положительного влияния проекта на развитие субъекта РФ. Губернатор области Александр Тишанин, подводя итоги социально-экономического развития региона в 2006 году, сообщил, что реализация первой очереди проекта ВСТО даст бюджету области 350 млн. руб., а при выходе системы на полную мощность - до 1 млрд в год. Для содействия строительству нефтепровода и оперативного решения вопросов, возникающих на конкретных территориях и в региональных структурах, Тишанин создал штаб по содействию прохождения трассы по территории Иркутской области. В аналогичных целях в Республике Саха (Якутия) по поручению президента республики Вячеслава Штырова была создана постоянно действующая рабочая группа. Поддержку проекту со своей стороны выразило и руководство Амурской области.

Поскольку магистраль проходит по сложнейшей по природно-климатическим и геоморфологическим условиям территории (действу¬ющие ГОСТы и СНИПы даже не предусматривают такие экстремальные условия), «Транснефть» утвердила специальные нормы проектирования и строительства нефтепровода. Отечественные компании не замедлили поддержать трубопроводную монополию в деле общенационального характера. Предприятия поспешили освоить новые виды продукции либо наладить выпуск ее модифицированных вариантов для того, чтобы принять участие в реализации проекта строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Причем это касается как предприятий-поставщиков материалов для нефтепровода ВСТО, так и поставщиков необходимой для строительства техники.

Вот только несколько примеров. ЗАО «ОМК» предложило «Транснефти» уникальные для России прямо¬шовные трубы большого диаметра (ТБД) с давлением до 140 атмосфер с возможностью внутрен¬него и внешнего покрытия. ОАО «Челябинский трубо¬про¬катный завод» запустило новый участок антикоррозионного покрытия ТБД и модернизировало производство электро¬сварных труб (обеспечена высокая надежность сварного шва и достигнута высокая точность геометрических размеров ТБД). ОАО «Тяжпромарматура» освоило в крат¬чайшие сроки серийное производство специальных шиберных задви¬жек для трубопровода ВСТО. ОАО «Ливгидромаш» специально для Восточ¬ного нефтепровода создало уникальный высоконапорный полу¬погружной одновинтовой насос, аналогов которому не существует (выдает давление 100 атмосфер и способен работать при температуре до минус 60 градусов по Цельсию), а ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» разработало новое поколение кабелей (разработка была запатентована предприятием). Кроме того, ОАО Автомобильный завод «Урал» специально для строительства ВСТО адаптирует трубовозы, плетевозы и другие автомобили с тем, чтобы повысить их проходимость. Таким образом, проект нефтепровода ВСТО стимулирует отечественных машиностроителей работать над тем, чтобы их технологическое оборудование и готовые изделия были конкурентоспособны в том числе и на мировых рынках.

В результате можно не сомневаться, что благодаря совместным и согласованным усилиям «Транснефти», предприятий российской промышленности, нефтяных компаний и руководства регионов, по которым проходит нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», проект будет реализован в срок, причем на высоком технологическом уровне и с минимальным воздействием на окружающую среду.

Галина Субботина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, обозреватель экспертного портала «Восточный нефтепровод»

09.07.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены