На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ОН СТРОИТ МАГИСТРАЛЬ

Галина Субботина

Политическая воля Владимира Путина и менеджерский талант Семена Вайнштока – вот два «кита», на которых стоит проект ВСТО. Система трубопроводного транспорта интенсивно развивалась в 50-е – 70-е гг. XX века. В перестроечные годы и в постсоветский период – с 1985 по 2000 год -- в стране не строилось ни одного трубопровода, и эта отрасль постепенно деградировала. В 1999 г. компанию, уполномоченную государством быть субъектом естественной монополии в области транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам, возглавил Семен Вайншток. С его приходом в работе «Транснефти» произошли серьезные изменения. Уже в 2000 г. компания приступила к реализации таких масштабных проектов, как Балтийская трубопроводная система, обход вокруг Чеченской Республики. А в 2006 г. началось строительство масштабного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Проекты «Транснефти» имеют как производственное, так и геополитическое значение. Причем интересы государства всегда превалируют. Разработку проекта строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона компания начала в 2003 г. Основной целью проекта ВСТО стала диверсификация направлений поставок российской нефти на экспорт. При выборе маршрута Восточного нефтепровода из двух вариантов, представляющих собой альтернативные экспортные стратегии, «Транснефть» под руководством Семена Вайнштока заняла жесткую позицию. В результате логическим окончанием нефтепроводной системы стало тихоокеанское побережье Российской Федерации: трасса нефтепровода пошла по территории субъектов РФ, стимулируя в них экономическое развитие, деловую активность, принося доходы в виде налоговых отчислений в местные бюджеты и инициируя создание новых рабочих мест.

На момент начала строительства «Транснефть» уже имела опыт строительства протяженных трубопроводов. Вместе с тем столь гигантское по объемам строительство, как трасса длиной более 4 тыс. км, компанией еще не велось. Дополнительную ответственность на проектировщиков и строителей накладывали сложные климатические и инженерно-геологические условия, которые им предстояло встретить на пути из города Тайшет Иркутской области к бухте Козьмино в Приморском крае. Кроме того, ожидались сложности, связанные с транспортировкой и хранением труб большого диаметра, а также необходимостью принятия множества специальных технических решений.

«Транснефть» серьезно подошла к вопросу подготовки этого строительства. Генеральный проектировщик Восточного нефтепровода ООО «Институт ВНИИСТ» разработал для проектирования и строительства данного объекта специализированную базу нормативно-технической документации, содержащую 196 утвержденных «Транснефтью» документов. Предъявлялись жесткие требования к технологическому оборудованию, трубам, арматуре, отводам, фасонине, а также к технологии строительных работ. Ранее продукция, соответствующая данным требованиям, в таких объемах в России не выпускалась.

Глава компании Семен Вайншток лично посещал отечественные трубопрокатные заводы, чтобы удостовериться в том, что они не подведут. «Компания «Транснефть» заинтересована в увеличении производства труб в России», - заявлял в 2004 г. Вайншток во время посещения Челябинского трубопрокатного завода. С этим предприятием «Транснефть» подписала договор о сотрудничестве, в рамках которого ЧТПЗ провел реконструкцию для достижения кардинально нового качества электросварных труб. Трубопроводная монополия больше года активно работала с трубными заводами, металлургическими предприятиями по внедрению тех марок стали, которые необходимы для Восточного трубопровода. В результате в мае 2005 г. Семен Вайншток заявил, что у компании есть уверенность, что основная масса труб будет поставлена от отечественных производителей. Аналогичная работа проводилась и по другим видам материалов, оборудования и техники, необходимых для уникального объекта трубопроводного транспорта – нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Реализация масштабных проектов по строительству нефтепроводного транспорта нефти требует скоординированной и высокопрофессиональной работы предприятия, осуществляющего проект. Менеджерский состав «Транснефти» в этом плане проявляет себя на самом высоком уровне. Как отмечает глава Минпромэнерго Виктор Христенко, все, что строится в трубопроводном транспорте с 1999 г. осуществляется примерно в два раза быстрее, чем предусматривают все нормативные сроки. Успешная работа по проекту ВСТО обусловлена четким контролем как со стороны высших органов власти, так и на корпоративном уровне. И это тоже – заслуга Вайнштока.

Проект находится на личном контроле у Президента РФ Владимира Путина. На совещании по вопросам социально-эконо¬ми¬ческого развития субъектов Федерации Сибирского федерального округа в Томске глава государства дал указание отодвинуть маршрут трассы ВСТО севернее озера Байкал. Глава «Транснефти» регулярно докладывает президенту о ходе строительства нефтепровода ВСТО. В мае 2006 г. Семен Вайншток сообщил о том, что самая ближняя точка к Байкалу будет на расстоянии 400 км: «И думаю, несмотря на то, что увеличение, удлинение маршрута, составит порядка 400 км. И нам придется там строить более 300 км дорог; электрообеспечение, электроснабжение организовывать, я думаю, что в сроки, которые мы назначили, все равно уложимся».

Осенью 2006 г. глава «Транснефти» отмечал, что компания работает в максимально возможном режиме. В ноябре 2006 г. Вайншток уже докладывал Владимиру Путину о прокладке порядка 430 км трубопроводов и запуске в эксплуатацию нефтеперекачивающей станции в Тайшете. Следующая встреча Семена Вайнштока с президентом страны состоялась в июне 2007 г. Президент трубопроводной монополии сообщил, что идет активная работа по строительству трубопроводной системы к берегу Тихого океана, уже построено более трети нефтепровода от Тайшета до Сковородино - 950 км труб. К этому моменту уже был завершен переход через Усть-Илимское водохранилище и через реку Ангара.

По инициативе Семена Вайнштока у проекта ВСТО появился координатор работ в правительстве. Во время июньской встречи с Владимиром Путиным Вайншток попросил президента назначить куратора этого стратегического проекта, который взял бы на себя решение наиболее важных задач. 25 июня 2007 г. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил вице-премьеру, руководителю аппарата правительства Сергею Нарышкину координировать органы исполнительной власти для реализации проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан».

Ежедневно, без выходных, в 8 часов утра в компании проходят рабочие совещания, посвященные проекту ВСТО. «И когда мне докладывали, что построен переход через Ангару, пройдено Усть-Илимское водохранилище, я вспоминал ударников великих советских строек прошлого, настоящих героев таежных походов», – рассказывал президент «Транснефти» Семен Вайншток 12 июля 2007 г. на торжественной церемонии сварки тысячного километра нефтепроводной системы. Годом ранее высшее руководство компании инспектировало ход строительства. Семен Вайншток в сопровождении группы вице-президентов и ответственных руководителей компании, а также генеральный директор ЦУП «ВСТО» Анатолий Безверхов и генеральный директор ООО «Востоскнефтепровод» Алексей Супрунов облетели трассу и посетили два участка строительства. Президент «Транснефти» лично осмотрел работу сварочно-монтажной колонны, посетил комплексный технологический поток, склады трубной продукции и принял доклад подрядчиков о ходе работ.

Несмотря на сжатые сроки и крайне сложные условия строительства, «Транснефти» удается найти решения, чтобы избежать непомерно высоких расходов и уложиться в отведенное время. С приходом Семена Вайнштока в «Транснефть» финансовое положение компании стабилизировалось, и к началу реализации проекта ВСТО у компании была нулевая задолженность, что позволило привлекать средства на масштабный проект на самых выгодных условиях.

В конце апреля 2007 г., отвечая на вопрос сенаторов на «Правительственном часе» в Совете Федерации, что нужно компании для ускорения строительства, глава «Транснефти» ответил: «Нам нужно просто не мешать, а со всем остальным мы и сами справимся».

Галина Субботина – аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, обозреватель экспертного портала «Восточный нефтепровод»

04.09.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены