На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

НЕИЗМЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Дмитрий Орлов

Смена руководства «Транснефти» заставляет многих задуматься о приоритетах развития системы магистрального нефтепроводного транспорта. Будет ли среди них Восточный нефтепровод? Будут ли корректироваться организационные, технологические, финансовые параметры этого проекта? Ясно одно: у России есть долгосрочные экономические интересы. Владимир Путин, инициатор проекта ВСТО, неоднократно подчеркивал, что этот нефтепровод стране нужен. Для гарантирования экономического суверенитета. Для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Для того, что бы вопрос о том, куда продавать нашу нефть, мы решали сами. Для сохранения нашей общей свободы, наконец. Детали – меняются. Интересы – неизменны.

ВСТО -- важная часть стратегии энергетической сверхдержавы. Российскую инфраструктуру, прежде всего нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, вообще нужно развивать. Территория России – более 17 млн кв. км, США – около 9,4 млн кв. км (55% от РФ). А насыщенность трубопроводным транспортом противоположная. Общая длина магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в РФ – 62 тыс. км, в США – 287 тыс. км (463%), газопроводов – соответственно 158 и 453 тыс. км (290%).

Инфраструктура – «кровеносная система» экономики. От того, насколько охватывает она территорию страны, прямо и непосредственно зависит интенсивность экономического развития. Сохранить достигнутые позиции можно только в случае, если проблем со сбытом нашей нефти никогда не будет. Для этого России как раз и нужна свобода выбора нефтяного экспорта.

Обеспечить подлинную свободу выбора того, куда поставлять российскую нефть, невозможно, если будет сохраняться традиционная ориентация российского экспорта на Европу. Один рынок, пусть надежный и стабильный, -- это так или иначе зависимость. А российскому нефтяному экспорту нужна диверсификация, прежде всего за счет Азиатско-Тихоокеанского региона и Китая. Новое – азиатское – направление российского нефтяного экспорта как раз и развивает Восточный нефтепровод, более 1000 километров которого уже проложено.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) – наиболее емкий и развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. На его долю сегодня уже приходится 28 % общемирового потребления нефти. Основные потребители углеводородов в регионе -- Китай (30 %), Япония (24 %), Южная Корея (10,6 %), Индия (9,9 %), Индонезия (5,1 %) и Австралия (3,8 %). И эта доля постоянно возрастает. При этом политика европейских стран нацелена на регулирование спроса и энергосбережение. Неудивительно, что рост российской нефтедобычи постепенно переориентируется на экспорт в страны АТР.

Экологическая безопасность нефтепровода гарантирована сотнями экспертиз, новейшими решениями и жесткой технологической дисциплиной «Транснефти», а главное -- президентской коррекцией его маршрута. Решение Владимира Путина одобрили практически все серьезные экологические организации, выступавшие в качестве оппонентов «Транснефти»: Greenpeace Россия, WWF, ЮНЕСКО. Этим они фактически дали карт-бланш на строительство без преград и протестов.

Именно Владимир Путин определил общий формат и сроки осуществления проекта, именно по его поручению российское правительство, Минпромэнерго и «Транснефть» разработали маршрут и график строительства. Первая очередь ВСТО должна быть сооружена в 2008 году – это категорический императив, заданный президентом. При этом параллельно должны осваиваться новые месторождения -- и в целом Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Как и много лет назад, от освоения восточных территорий зависит и будущее России, и ее сохранение в качестве крупной региональной державы. Когда-то символом колонизации восточных территорий были казацкие струги, потом – демидовские заводы, Транссиб и БАМ. Новое время - новые символы. Сегодняшний символ – Восточный нефтепровод – просто обречен на то, чтобы стать крупнейшим инфраструктурным объектом России. Иного выбора нет.

Дмитрий Орлов – главный редактор экспертного портала «Восточный нефтепровод», генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

17.09.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены