На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

СТАВКА НА ПОВЫШЕНИЕ

Евгения Дышлюк

Когда в конце 2004 года, после более трех лет обсуждения, правительство РФ утвердило проект строительства трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО), рынок воспринял эту новость с энтузиазмом. Новости о подготовке проекта ВСТО поддерживали котировки акций «Транснефти» в течение всего 2005 года. В целом за 2005 год привилегированные акции компании выросли в цене на 168% до $2,360 за акцию. Последующие события вокруг ВСТО вызвали значительную волатильность курса акций компании, однако в целом позитивная динамика курсовой стоимости акций и оптимистический прогноз сохраняются. Ясность ситуации с топ-менеджментом компании способна только закрепить эту тенденцию.

Изначально «Транснефть» рассчитывала получить налоговые льготы на проект ВСТО, и руководство компании обращалось к правительству с просьбой предоставить льготный режим на период строительства и окупаемости Восточного нефтепровода. В частности, например, предлагалось уменьшить размер налогооблагаемой прибыли «Транснефти» на сумму затрат проекта, а также освободить организации, осуществляющие эксплуатацию ВСТО, от уплаты налога на прибыль и налога на имущество. Применение льготного налогообложения позволило бы уменьшить объемы привлекаемых средств и сократить сроки окупаемости проекта. Однако в начале 2005 года «Транснефть» отказалась от своей просьбы по налоговым льготам и решила финансировать проект самостоятельно - за счет собственных и заемных средств.

Интерес к финансированию ВСТО проявлял целый ряд государств АТР, включая Японию, Китай, Южную Корею и другие. По некоторым данным, Япония была готова предоставить около $5 млрд. на строительство ВСТО, а также профинансировать геологоразведку восточносибирских месторождений. Однако «Транснефть» предпочла не идти на политические риски и привлекает средства из независимых источников. Только ответвление ВСТО на Китай стоимостью $460 млн., которое должно быть построено в рамках первого этапа проекта, должно финансироваться иностранной стороной - китайской государственной компанией CNPC.

До коррекции маршрута ВСТО Владимиром Путиным срок окупаемости проекта оценивался в 9 лет, а после удорожания -- уже в 18-20 лет. Для финансирования проекта ВСТО «Транснефть» была вынуждена пойти на снижение дивидендов. Так, дивиденды по привилегированным акциям компании за 2005 год снизились на 8% до 296 руб. за акцию, а дивиденды за 2006 год снизились на 24% до 225 руб. за акцию. Что касается тарифа на прокачку по ВСТО, то изначально его планировалось установить в размере $38 за тонну. Однако после удорожания проекта звучали предположения, что этот тариф составит $50 и более.

Претензии экологических организаций, удорожание проекта ВСТО, а также вышеперечисленные опасения инвесторов наряду с другими факторами оказывали давление на котировки акций «Транснефти». С начала 2006 года стоимость привилегированных акций компании упала на 14% до $2,295 за акцию к концу года. На 2007 год «Транснефть» уже значительно повысила тарифы на прокачку по существующей системе трубопроводов. Так, тариф на трубопроводе «Дружба», например, вырос на 40% с уровня 2006 года до 6.3 руб. за тыс. км.

На сегодняшний день «Транснефть», по нашим оценкам, привлекла $11.6 млрд. для реализации первого этапа проекта ВСТО и из них освоила $6 млрд. Строительство идет быстрыми темпами. Его финансирование было осуществлено за счет кредитов Сбербанка России и выпусков еврооблигаций. Летом 2006 года «Транснефть» привлекла кредиты Сбербанка в размере 65 млрд. руб. и 20 млрд. руб. Позднее лимит кредитования Сбербанка был увеличен до 80 млрд. руб., а летом 2007 года Сбербанк открыл кредитную линию на 145 млрд. руб. В начале 2007 года «Транснефть» провела размещение дебютного выпуска 7-летних еврооблигаций на $1.3 млрд. Летом 2007 года компания разместила выпуск 5-летних еврооблигаций общим объемом $500 млн. и 700 млн. евро.

Ранее инвесторы высказывали опасения относительно способности «Транснефти» завершить строительство первого этапа ВСТО в срок. В конце 2006 года Министерство природных ресурсов выявило серьезные отставания в геологоразведке Восточной Сибири, и инвесторы начали сомневаться в способности «Транснефти» заполнить ВСТО и запустить его в эксплуатацию вовремя. Однако уже летом 2007 года «Транснефть» сообщила, что получила заявки от нефтяных компаний на 100% объема первой очереди ВСТО: 29.8 млн. тонн нефти на 2009 год, 33.0 млн. тонн на 2010 год и 38.3 млн. тонн на 2011 год. В 2009 году по ВСТО планируется прокачать около 25 млн. тонн только с Ванкорского месторождения («Роснефть»).

До конца 2007 года «Транснефтью» должна быть разработана схема транспортировки нефти по ВСТО, на основании которой будут представлены предложения по тарифу. Что касается второго этапа ВСТО, который включает строительство трубопровода от Сковородино до терминала в Козьмино протяженностью 2.100 км и расширение пропускной способности ВСТО до 80 млн. тонн нефти в год, то его реализация будет зависеть от темпов разработки восточносибирских месторождений. Ожидается, что проектирование второй очереди будет завершено к окончанию первого этапа проекта.

Быстрые темпы реализации проекта ВСТО, гарантии загрузки первой очереди ВСТО, а также частичная компенсация затрат на проект путем повышения тарифа на существующих маршрутах «Транснефти» будут способствовать росту привлекательности ее акций.

Евгения Дышлюк - аналитик ФК «Уралсиб»

07.11.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены