На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ТРУБА УХОДИТ К ОКЕАНУ

Николай Токарев

Строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) сопоставимо по своим масштабам с Байкало-Амурской магистралью. Как кровеносные артерии, трубопроводная инфраструктура не только вдохнет жизнь в отдаленные от центра России районы, но и позволит отечественной экономике выйти на новые, динамично развивающиеся мировые рынки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо всего, формирование восточного транспортного направления, безусловно, станет серьезным фактором усиления роли России в мире.

Планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4770 километров. Конечным пунктом ее будет новый специализированный морской нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае.

Сегодня работы по сооружению линейной части нефтепровода, нефтеперекачивающих станций, резервуаров, линий электропередач и множества других объектов инфраструктуры ведутся на большинстве участков 2757-километровой трассы первой очереди. Более половины ее, 1458 км – приходится на Якутию – на Ленский, Нерюнгринский, Алданский и Олекминский районы.

Строительство, несмотря на объективные трудности и беспрецедентно сложную обстановку, связанную с бездорожьем, суровыми природно-климатическими условиями, скальными грунтами, вечной мерзлотой, отдаленностью от населенных пунктов, в целом идет высокими темпами. Первый колышек в основание будущей трассы был забит в апреле 2006 года, а спустя немногим более года, в июле 2007-го, сварен символический стык первого 1000-километрового участка ВСТО.

«Транснефть» спроектировала маршрут нефтепровода ВСТО таким образом, что трасса проходит в непосредственной близости к действующим и перспективным якутским месторождениям – Талаканскому, Среднеботуобинскому, Иреляхскому, что, в свою очередь, позволит существенно минимизировать транспортные издержки местных недропользователей и стимулировать комплексное развитие ресурсной базы региона. Такая работа по обустройству месторождений сегодня ведется очень интенсивно. По словами президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова, к моменту запуска нефтепровода якутская нефть будет готова. Первым «донором» трубы станет Талаканское месторождение.

Новая трубопроводная система создается с учетом самых лучших достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы – отсутствие инфраструктуры на многих участках, скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий (свыше сотни больших и малых рек), низкие температуры зимой и т.д. – потребовали применения особых технических решений. Перед ведущими проектными организациями России была поставлена задача разработать не просто единую систему управления, но и учесть, что значительная часть трассы пройдет по малонаселенным территориям, то есть применить так называемые «малолюдные технологии».

Все эти проблемы были решены. Ученые, специалисты компании изучили весь имеющийся мировой опыт строительства трубопроводов в подобных условиях и предложили оптимальные проектные решения. Для создания специально адаптированной методологии проектирования ВСТО было разработано около 70 новых нормативных документов.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что первоначально планируемый маршрут в конце апреля 2006 года по ряду причин был серьезно изменен. Идя навстречу пожеланиям общественных экологических организаций, трассу нефтепровода пришлось перенести за пределы водосборного бассейна озера Байкал – далеко в сторону от дорог, жилья и линий электропередач, в вековую тайгу. Заметно увеличилась протяженность маршрута - почти на 500 километров. Тем не менее, несмотря на сжатые сроки, необходимый объем проектных работ был выполнен без какого-либо ущерба качеству.

Как на стадии проектирования, так и в процессе строительства, у компании и ее подрядчиков сложились деловые и конструктивные взаимоотношения к якутскими партнерами: государственными органами и деловыми структурами.

Весьма тесно мы работаем, например, с водно-транспортным комплексом Ленского бассейна. В навигацию-2007 для выполнения запланированных строительно-монтажных работ было доставлено около 1,4 млн тонн грузов – трубы, оборудование, специальная техника и механизмы, металлоконструкции, железобетонные изделия, стройматериалы.

Таким же образом сложились отношения с железнодорожниками. На станции Лена, к примеру, были построены дополнительные пути для приема подвижного состава, что значительно ускорило доставку грузов для нефтепровода.

Проектом нефтепровода заложен комплекс таких мероприятий, которые сведут к минимуму возможное негативное влияние на окружающую среду или полностью его исключат. В этом отношении мы очень тесно работаем с республиканскими природоохранными органами и общественными организациями.

Нефтепровод, как уже говорилось, пересекает свыше ста рек и потому чрезвычайное внимание уделено сооружению подводных переходов. Они делаются методами наклонно-направленного бурения и микротоннелирования, что позволяет не только избежать отрицательного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода, но и практически исключить поступление нефти в водные объекты в случае аварийной ситуации.

Проектом заложена организация службы наблюдения за изменением состояния трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг). При строительстве используются трубы высшего класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла, ударной вязкости, стойкости к растрескиванию, требованиями к сварным швам.

Нефтепроводная система ВСТО аккумулировала максимально возможное применение средств автоматики, телемеханики, информатики и связи. Кроме того, наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части будут осуществляться с применением различных транспортных средств – вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок).

Специальные ремонтные бригады, входящие в состав линейно-эксплуатационной службы, размещаются на нефтеперекачивающих станциях и в местах близ существующих населенных пунктов, где разворачиваются опорные пункты с аварийной техникой и площадками для складирования аварийного запаса труб.

Особое внимание уделяется профессиональной подготовке персонала, организованности, порядку и дисциплине в каждом из подразделений ВСТО.

Дочерним предприятием компании ООО «Востокнефтепровод» в регионах прохождения трассы, в том числе в Якутии, был проведен отбор желающих пройти обучение по десяти рабочим специальностям, востребованным на ВСТО. Обучение в Томском государственном промышленно-гуманитарном колледже проводится за счет компании с выплатой стипендии и проживанием в общежитии. После обучения в колледже молодые люди пройдут производственную практику и будут гарантированно трудоустроены на объектах ВСТО.

Мы полагаем, что в следующем году количество учащихся из республики значительно возрастет и проблема комплектования кадров, эксплуатирующих магистральный нефтепровод на территории Якутии, будет решена. Всего строительство трубопроводной системы ВСТО и связанное с ним ускоренное развитие нефтегазовой отрасли позволит в 2011 году создать более 34 тыс. новых рабочих мест.

После ввода в эксплуатацию первой очереди ВСТО значительно возрастет экспорт нефтяного сырья из республики, который уже к 2009 году, по оценкам экспертов, достигнет 1,8 млн тонн. В 2010 году объем поставок нефти должен составить 3,4 млн тонн. Это в полной мере обеспечит рентабельность нефтяной отрасли Якутии.

Якутия в обозримом будущем будет играть очень важную роль в качестве транзитного звена в системе международного транспортного коридора «Европа-Азия», существенно увеличатся ее экспортный потенциал и, как следствие, российские и зарубежные инвестиции в экономику республики.

Николай Токарев – президент ОАО «АК «Транснефть»

Источник: «Российская Федерация сегодня»

13.12.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены