На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО-2008: преграды позади

Ксения Писцова

Завершающийся год не был для ВСТО безоблачным. Однако, несмотря на затруднения в ходе строительно-монтажных работ, серьезный прогресс в реализации проекта очевиден. Все сложности с подрядчиками остались позади, а потому сомнений в том, что магистральный нефтепровод, ориентированный на экспорт сырья в страны АТР, будет построен в ближайшей перспективе, сегодня не остается. Более половины трассы, сооружаемой в непростых природных условиях, уже пройдено, темпы разработки восточносибирских месторождений значительно ускорены, ведутся активные работы по созданию региональной инфраструктуры и модернизации существующих мощностей. Заинтересованность в проекте проявляют Китай, Япония, Индия и Корея. Но впереди еще много дел – в будущем году начнется строительство нефтеналивного порта в конечной точке Восточного нефтепровода, а за зиму должны быть сварены в нитку 130 километров трубы на севере Приамурья.

Первая тысяча из 2700 километров первой очереди трассы остались позади еще летом. Сегодня работы по реализации стратегического объекта переходят во все более активную стадию. Полностью готовы к заполнению нефтью участок Тайшет – Усть-Кут протяженностью 570 км и 137-километровая нитка трубы Сковородино-Тында в Амурской области, последние метры которой были сварены весной. Завершается основной комплекс работ на участках Алдан – Тында (420 км) и Усть-Кут – Талакан (535 км). Подготовительные работы практически завершены на якутском участке от Олекминска до Алдана (300 км). Продолжается строительство нефтеперекачивающих станций (НПС) в составе трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и уже готова к эксплуатации головная станция «Тайшет» общей емкостью 260 тыс. кубометров. Форсирована Ангара и другие водные преграды. Кроме того, практически завершена подготовка к сооружению подводного перехода через Лену.

В то же время регионы, по которым проходит трасса ВСТО, получают не просто хорошие транспортные коммуникации, но и соответствующую инфраструктуру и новых инвесторов, заинтересованных увеличивать вложения в развитие перспективных территорий. По данным Амурстата, с января по ноябрь Восточный нефтепровод обеспечил 26% от общего объема инвестиций по области. Усть-Кутскому району Иркутской области в текущем году реализация проекта принесла 39 млн. рублей. В администрации области сообщают, что строительство ВСТО и освоение Верхнечонского месторождения, разрабатываемого для заполнения трубы, обуславливают львиную долю вложений в экономику региона. В Красноярском крае говорят о создании вдоль Восточного нефтепровода инфраструктурного створа по маршруту Иркутск-Якутск-дальневосточные порты, который в перспективе станет базой для появления на востоке крупных индустриальных комплексов. Все это лишь частные примеры мультипликативного эффекта Восточного нефтепровода.

Однако стратегическим выигрышем ВСТО стало появление возможности разрабатывать месторождения Восточной Сибири, основным препятствием для освоения которых до недавнего времени было отсутствие развитой инфраструктуры для транспортировки сырья. Сегодня очевидно, что ввод в эксплуатацию первой очереди трубопровода от Иркутской до Амурской области предоставит региону мощности для транспортировки значительных объемов сырья и позволит расширить ограниченную до недавнего времени добычу нефти. По прогнозам Роснедра, уже к 2015 года добыча нефти в Восточной Сибири достигнет 36 млн тонн в год, и месторождения региона смогут самостоятельно заполнить трубопровод сырьем. К 2020 году будет добываться не менее 50 млн тонн в год. Далее планируется выход на добычу 80 млн тонн ежегодно.

Уже сегодня перспективы Восточной Сибири привлекают внушительное количество инвесторов в регион. Возросший интерес недропользователей к освоению месторождений на востоке России стал основной причиной значительного роста дохода от реализации лицензий на разработку недр, который по итогам 11 месяцев 2007 года превысил запланированный показатель на 2,6 млрд. рублей. Заинтересованность в освоении ресурсов проявляют и иностранные инвесторы. В ходе визита китайской делегации корпорация CNPC изъявила желание участвовать в организации буровых работ на перспективных нефтегазовых участках Якутии.

В конце ноября сооружение магистрали началось на севере Приамурья от Тынды до границы Амурской области с Республикой Саха. На участке планируется сооружение уникального микротоннеля под восточным участком Байкало-Амурской железной дороги возле станции Бестужево и два перехода через Гилюй. На будущий год запланировано начало строительства первой очереди спецморнефтепорта в Козьмино мощностью 15 млн. тонн нефти в год, который позволит значительно расширить транспортно-логистической инфраструктуру Дальнего Востока. К середине 2008 года «Роснефть» обещает завершить подготовку ТЭО Восточного НПЗ в конечной точке ВСТО. Сегодня работы по проекту продолжаются и уже в ближайшей перспективе нефть потечет сначала до Сковородино, а потом и до побережья Тихого океана. К этому моменту регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока можно будет с уверенностью назвать новыми экономическими центрами России.

Ксения Писцова – директор по исследованиям и медиа-проектам Агентства политических и экономических коммуникаций, заместитель главного редактора портала «Восточный нефтепровод».

27.12.07

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены