На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

ВСТО: восточный прорыв России

Николай Токарев

Что значит нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан для восточных регионов нашей страны? Для России в целом? Очень многое. И не только потому, что нефть крупнейших отечественных нефтяных компаний найдет потребителей на самых динамично развивающихся рынках – в Китае и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Ведь трасса пройдет в непосредственной близости от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. А значит, ускорится разработка минеральных богатств и создание инфраструктуры, снизятся транспортные издержки нефтяников, появятся новые рабочие места. ВСТО -- это мощный катализатор социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, по своим масштабам и значению сопоставимый с Байкало-Амурской магистралью.

В годовом докладе Минпромэнерго отмечается: «Энергетическая стратегия России предусматривает создание восточносибирского направления экспорта нефти, способствующего формированию в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти и выход России на энергетический рынок АТР. Освоение нефтяных месторождений Восточной Сибири (Талаканское, Ванкорское) и строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан в совокупности с реализацией Восточной газовой программы создают перспективу обеспечения основного прироста добычи углеводородов за Восточной Сибири и Дальнего Востока. Восточное направление развития топливно-энергетического комплекса формирует структурные изменения в нефтегазовой отрасли, которые будут определять параметры отрасли на долгосрочный период».

Быть ВСТО «прокитайским» или «прояпонским»? Это ложная альтернатива. ВСТО – проект, если пользоваться такой терминологией, исключительно «пророссийский». Он учитывает прежде всего национальные экономические интересы: интересы отечественных недропользователей, соображения экономической целесообразности, возможности расширения влияния России. Построив ВСТО, мы сможем выйти на азиатские рынки непосредственно, минуя транзитные территории и исключая связанные с этим риски.

Первый этап проекта предусматривает строительство нефтепровода на участке «Тайшет - Сковородино» протяженностью около 2700 километров и мощностью 30 миллионов тонн нефти в год, а также нефтеналивного терминала в бухте Козьмино в Приморском крае. Дальнейшее развитие ВСТО предполагает наращивание производительности до 80 млн. тонн нефти в год за счет поэтапного развития и ввода в эксплуатацию восточносибирских месторождений. Кроме того, прорабатывается возможность строительства так называемого «отвода на Китай», т.е. нефтепровода Сковородино - граница с КНР. Будущий нефтепровод общей протяженностью около 4700 километров будет полностью интегрирован в существующую систему магистральных нефтепроводов «Транснефти». Отечественные производители смогут выбирать наиболее эффективные маршруты транспортировки сырья в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся в мире.

Уже сегодня поступили заявки от нефтяных компаний на объемы, превышающие мощность первого этапа маршрута. Причем речь идет исключительно о нефти с восточносибирских месторождений, в то время как при разработке проекта планировалось наполнять первую очередь системы ВСТО преимущественно западносибирской нефтью, что снизило бы объемы перекачки на перегруженном европейском направлении.

ВСТО -- объект трубопроводного транспорта нового поколения. Его ресурс работы -- на 20 – 25 лет больше, чем у ныне действующих. Для него был специально разработан целый комплекс организационно-технических и конструкторско-технологических решений – начиная от проектирования и заканчивая эксплуатацией. Перед инженерами была поставлена и специальная задача: учесть, что значительная часть ее трассы пройдет по отдаленным и малонаселенным территориям, то есть применить так называемые «малолюдные технологии». И эта задача успешно решена.

Нефтепроводная система предусматривает функционирование трубопровода в зонах с вечномерзлыми грунтами, в районах с высокой сейсмичностью и при низких климатических температурах. Разработаны 32 типовые схемы прокладки трубы. Специалистами предложены новые технические решения для подводных переходов, при пересечениях с автомобильными и железными дорогами, с высоковольтными линиями (способами наклонно-направленного бурения, в микротоннелях, типа «труба в трубе»).

Все нормативные документы прошли жесточайшую экспертизу. Они -- «катехизис» строителей и монтажников. А специальные службы контроля при малейшем отклонении от установленных требований, норм и правил жестко добиваются устранения недостатков.

«Транснефть» стремится свести к минимуму возможное негативное влияние проекта на окружающую среду или полностью его исключить. Так, радикально решены проблемы очистки хозяйственных и бытовых стоков, созданы эффективные средства, препятствующее загрязнению водных объектов. Четко проработаны способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водных источников. На практике реализуются передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы.

Нефтепровод пересекает свыше 500 водотоков, в том числе сотню рек. Поэтому чрезвычайное внимание уделено сооружению подводных переходов. Они осуществляются методом наклонно-направленного бурения и микротоннелирования, что позволяет практически исключить поступление нефти в водные объекты в случае аварийной ситуации. Опыт «Транснефти» в строительстве и многолетней эксплуатации подводных переходов через такие реки, как Енисей, Обь или Волга (а она, заметим, почти вдвое шире, чем Лена), позволяет утверждать, что экологическая безопасность Лены и других водных артерий будет гарантирована безусловно.

Строительство ВСТО ведется в чрезвычайно сложных природно-климатических условиях. Проблем добавляют удаленность от жилья, абсолютное бездорожье, отсутствие линий электропередач, болота, тайга, скальные и карстовые породы, словом, все, с чем приходится сталкиваться первопроходцам.

Но основная проблема сегодня -- отсутствие у генподрядных организаций необходимого количества рабочих и специалистов, квалификация которых должна соответствовать уровню системы. Именно этот недостаток в определенной степени сказался на некотором снижении темпов возведения объектов нефтепровода. Недавно правление «Транснефти» обсудило ход строительно-монтажных работ и сейчас совместно с подрядными организациями энергично работает над восполнением допущенного отставания.

Профессия нефтепроводчика требует особых знаний. В результате развала в стране системы профессионально-технического образования, происшедшего в 90-х годах, мы теперь вынуждены самостоятельно готовить промышленно-производственные кадры для отрасли. «Транснефть» уже создала собственные учебные центры в Тюмени, Ухте и Новокуйбышевске.

Новая транспортная, энергетическая и информационная инфраструктура нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан обеспечит развитие базовых отраслей производства Сибири и Дальнего Востока, иными словами, конкурентоспособное развитие. Есть все основания утверждать, что сам проект ВСТО -- серьезный фактор усиления роли России на мировом энергетическом рынке и в мировой политике.

Николай Токарев -- президент ОАО «АК «Транснефть»

Источник: "Труд"

15.01.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены