На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Китайский вопрос

Ксения Писцова

Несмотря на отсутствие межправительственного соглашения о строительстве ответвления ВСТО от Сковородино до китайского города Дацин, строительные работы идут довольно интенсивно. До центра нефтедобычи, находящегося в северо-восточной провинции КНР, должно быть проложено 1030 км. 70 из них пройдут по российской территории от Сковородино до китайской границы. Китайская сторона неоднократно заявляла о заинтересованности в скорейшем завершении объекта. В условиях неопределенности с железнодорожными поставками нефтепровод позволяет КНР существенно расширить объемы импорта российского сырья.

Несмотря на увеличение объемов производства сырья, внутренние ресурсы КНР не в состоянии удовлетворить растущие потребности в энергоносителях. Существующие возможности добычи ограничены. А ведь Китай - один из мировых лидеров по потреблению нефти, хотя сегодня в энергобалансе страны доля главного горючего составляет лишь около 25%.

Чистым импортером нефти страна стала еще в 1995 году, а сегодня по объемам потребления КНР уступает только США. За первое полугодие 2007 года в Китае было добыто 31 млн тонн сырья, а импорт нефти составил 79,7 млн тонн; страна потребила 173,03 млн тонн сырой нефти и 106,1 млн тонн нефтепродуктов. Исходя из потребностей национальной экономики КНР, через 13 лет доля импорта может достигнуть 70%. В 2020 спрос на сырье составит 450 миллионов тонн. Таким образом, о ежегодном импорте на уровне 300 млн. тонн можно говорить уже в ближайшем будущем.

Сократить зависимость от импорта в долгосрочной перспективе Китай может за счет освоения существующих нефтяных месторождений, расположенных в западных провинциях - Цинхай, Шэньси, Ганьсу и СУАР. Однако разработка удаленных участков в западных районах КНР потребуют внушительных инвестиций как в добычу и переработку, так и в создание необходимой инфраструктуры для транспортировки и хранения сырья. Кроме того, для китайской нефти характерно повышенное содержание серы, что обусловливает необходимость предварительной очистки сырья перед переработкой.

Для обеспечения энергобезопасности КНР заинтересована не просто в удовлетворении потребностей, но и в диверсификации источников поставок. Сегодня основными поставщиками являются Иран и страны Персидского залива - Саудовская Аравия и Оман, на долю которых приходится чуть менее половины всего экспорта. Практически вся нефть, импортируемая Китаем с Ближнего Востока, ввозится через Малаккский пролив, отделяющий Индонезию от Малайзии. На долю России и стран бывшего СССР приходится лишь восьмая часть объема энергоресурсов, ввозимых в Китай. С середины 2006 года Китай получает сырье из Казахстана, в 2008 году к этому объему добавятся 5 млн. тонн российской нефти. Однако мощность трубы Атасу (Казахстан) – Алашанькоу (западный Китай) все равно недостаточна.

Растущий внутренний спрос на сырье стал причиной повышенного интереса КНР к ресурсам Восточной Сибири. Возможность строительства ветки для транспортировки энергоносителей до северо-восточной провинции Китая обсуждается не одно десятилетие. Оптимальность такого маршрута обусловлена расположением в этой части континента крупнейших потребительских рынков страны. Окончательно вопрос о целесообразности проекта был решен весной 2006 года, после подписания протокола о разработке Декларации о намерениях и обосновании инвестиций строительства нефтепровода Сковородино – граница Китая для поставок нефти в КНР. Тогда же была создана совместная рабочая группа с участием специалистов «Транснефти» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC). Летом того же года сторонами был подписан протокол о строительстве ответвления. Согласно документу, сооружение объекта стоимостью $436 млн. финансируется китайской стороной. Российская компания является генеральным проектировщиком и заказчиком по разработке декларации о намерениях и обоснования инвестиций в строительство нефтепровода.

По словам старшего научного сотрудника Китайского института международных стратегических исследований Ся Ишань, в настоящий момент работа по сооружению участка трубы от границы до Дацина уже идет: на северо-востоке Китая в провинции Хэйлунцзян завершены подготовительные работы и начинается прокладка нефтепровода мощностью 30 млн тонн нефти в год, который протянется от уезда Мохэ до Дацина. Его длина составит 965 км. Стоимость проекта составляет 8,4 млрд юаней (около $1,1 млрд.).

Участие китайской стороны в реализации ВСТО не ограничивается сооружением участка от границы до Дацина. Специалисты дочерней структуры CNPC - CPP являются подрядчиками строительства на участке Восточного нефтепровода в Нерюнгри, а сама корпорация активно участвует в разведке нефти на российской территории. Компанией также созданы два совместных предприятия с «Роснефтью». Вместе с тем Китай считает необходимым усилить сотрудничество с Россией по ряду направлений. В ходе последнего визита в Якутию представители CNPC заявили о заинтересованности в реализации ряда крупных проектов на территории региона. В частности, речь шла о желании китайской стороны участвовать в организации буровых работ на перспективных нефтегазовых участках республики.

«Быть ВСТО «прокитайским» или «прояпонским»? Это ложная альтернатива. ВСТО – проект, если пользоваться такой терминологией, исключительно «пророссийский». Он учитывает прежде всего национальные экономические интересы: интересы отечественных недропользователей, соображения экономической целесообразности, возможности расширения влияния России. Построив ВСТО, мы сможем выйти на азиатские рынки непосредственно, минуя транзитные территории и исключая связанные с этим риски». Так считает президент «Транснефти» Николай Токарев.

Для России сотрудничество с Китаем - возможность обеспечить баланс экспорта на западном и восточном направлениях транспортировки и укрепить стратегическое партнерство с этой страной. Появление нового канала транспортировки российского сырья в основную точку роста энергетического рынка Северо-Восточной Азии будет содействовать решению проблем социально-экономического развития Дальнего Востока и Восточной Сибири. А риски действительно должны стать меньше.

Ксения Писцова – директор по исследованиям и медиа-проектам АПЭК, заместитель главного редактора портала «Восточный нефтепровод».

01.02.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены