На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Отложенный прорыв

Ксения Писцова

Неизбежность коррекции сетевого графика строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» становится очевидной. Неготовность подрядчиков к своевременному завершению работ по объекту не оставляет альтернатив «Транснефти». Руководство компании открыто заявляет, что сооружение первой очереди технологически невозможно закончить раньше четвертого квартала 2009 года. Основной причиной изменения сроков ввода трубы в эксплуатацию является отставание от графика строительных работ, выявленное выездной комиссией на отдельных участках трассы. Между тем несоответствие «планово рекордным» темпам реализации проекта обусловлено целым рядом причин, возникших еще в начале строительства - весной 2006 года.

Напряженный режим сооружения уникального объекта трубопроводного транспорта, ориентированного на экспорт российского сырья в страны АТР, предполагался изначально. Согласно утвержденному графику строительства и проектирования первого этапа магистрального нефтепровода ВСТО, более двух тысяч километров трубы от Тайшета до Сковородино и сопутствующей инфраструктуры должны были быть проложены в чрезвычайно сложных природно-климатических условиях за 30 месяцев. Предлагаемые заказчиком условия подряда оказались неприемлемыми для большинства строителей. Экстремальные условия строительства, жесткие сроки реализации и высокие требования по качеству работ существенно сузили пул подрядчиков для сооружения беспрецедентного объекта.

28 апреля 2006 г. «Транснефть» приступила к строительству Восточного нефтепровода со стороны Тайшета, а в первых числах июня 2006 г. началась прокладка трубы от Сковородино. Однако за двое суток до начала строительно-монтажных работ было принято решение об изменении маршрута байкальского участка ВСТО по экологическим соображениям. В результате общая протяженность трубопроводной системы увеличилась на 1/5. На отдельных, наименее изученных участках расширения возникла необходимость проведения опережающих изыскательных работ. В результате существенно усложнился процесс создания трассовой инфраструктуры, автодорог, энергетических мощностей и других сопутствующих объектов, необходимых для полноценного функционирования трубопроводной системы. Но утвержденный график строительства при этом сохранился без изменений.

К сентябрю 2007 года, за 18 месяцев с начала сварочно-монтажных работ, было построено 1,2 тысячи километров трубопровода. Средний темп строительства на тот момент составлял 70 км трубы в месяц. Пройти оставшиеся 1,5 тыс. км предстояло практически за год. При этом недостроенными оставались самые сложные участки трассы, расположенные в труднодоступных районах Якутии с наименее развитой инфраструктурой.

Повышенная сложность реализации проекта в условиях Восточной Сибири и Якутии становилась все более очевидной по мере строительства объекта. Впервые о несоблюдении графика стало известно в середине сентября прошлого года, еще при прежнем топ-менеджменте. В связи с невыполнением контрактных обязательств одним из подрядчиков на несколько недель были приостановлены строительно-монтажные работы на 170-километровом участке ВСТО в Южной Якутии. Строители нефтепровода оказались неготовы к бездорожью, многолетнемерзлым грунтам и непредсказуемости природно-климатических условий территории. Несмотря на форсированный режим работ, сооружение одного из наиболее трудных участков трубопровода от Олекминска до Алдана, который включает переход через Лену, началось только в ноябре 2007 года. К концу месяца из-за поздних холодов и затянувшейся осенней распутицы в Якутии производственные показатели подрядчиков лишь усугубили отставание от планового уровня - абсолютная непроходимость большинства участков трассы не позволила завершить мобилизацию основных производственных мощностей на стройплощадку.

Весьма напряженный темп работ строителей Восточного нефтепровода оказался недостаточным для своевременного завершения объекта. На момент первой выездной проверки на участки строительства трубопровода (ноябрь 2007) общая оценочная готовность объектов первой очереди ВСТО по линейной части составляла 41,1% при плановом показателе 60%, по нефтеперекачивающим станциям - 23,9% при плановом 56%.

Ход строительных работ оказался осложнен и задержкой процедур согласований. Документация по проекту байкальского участка расширения трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» разрабатывалась «Транснефтью» параллельно строительству в Иркутской области. В связи с переносом трассы севернее Байкала длина перепроектируемого участка Восточного нефтепровода от Усть-Кута до Тынды составила более 1900 км. В предельно сжатые сроки компании предстояло утвердить материалы по разделу ОВОС в составе ТЭО нового проекта. Госэкспертиза по последнему из трех участков расширения - «Талакан – Алдан» завершилась только в марте прошлого года, а уже к октябрю следующего года строителям предстояло пройти все 2,7 тыс. км от Тайшета до Сковородино.

Задержка согласования ТЭО возникла и по проекту строительства в рамках первой очереди спецморнефтепорта в конечной точке ВСТО в районе Находки. Экспертиза по бухте Козьмино затягивалась до последнего момента. Оперативное решение вопроса началось только после того, как правительство поручило ответственному ведомству – Минпромэнерго ускорить согласование документации, необходимой для начала строительных работ в Приморском крае. После получения полного комплекта документов по спецнефтепорту Козьмино до завершения первой очереди должно пройти 20 месяцев. Очевидно, что сегодня альтернатив окончанию строительства в IV квартале 2009 года просто нет.

Между тем значительная часть ВСТО уже построена, на начало февраля текущего года подготовлено 1917 км трассы, программа по закупкам оборудования для сооружения первой очереди нефтепровода выполнена практически полностью. Два участка трубы уже сдаются эксплуатационникам. На осень 2008 года запланировано начало транспортировки в реверсивном режиме на Запад от Тайшета до Талакана, что позволит нефтяникам своевременно начать промышленную добычу с близлежащий месторождений. Учитывая беспрецедентный характер и экстремальные условия реализации проекта, смещение графика на один год на самом деле не слишком значительно. Двенадцать месяцев составляют ничтожную часть от срока сооружения сопоставимой с ВСТО по масштабам строительства легендарной Байкало-Амурской магистрали.

Ксения Писцова – директор по исследованиям и медиа-проектам АПЭК, заместитель главного редактора портала «Восточный нефтепровод».

22.02.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены