На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«МЕСТНЫЙ» ЭФФЕКТ ВСТО

Ксения Писцова

Усть-Кут, Могот, Сковородино, Находка – это населенные пункты, развитие которых началось по существу благодаря строительству Восточного нефтепровода. Уже сегодня территории, обеспеченные в ходе реализации проекта хорошими транспортными коммуникациями, сырьем и энергией, становятся все более привлекательными для инвесторов и ощущают приток нового капитала. Параллельно с создаваемой строителями трубы инфраструктурой повышается уровень жизни местного населения, появляются новые рабочие места и значительные отчисления в местные бюджеты. Руководители местных администраций зачастую называют трубопровод единственным шансом.

Новая жизнь Сковородино

Конечная точка первой очереди Восточного нефтепровода - город Сковородино. На первом этапе эксплуатации магистрального трубопровода цистерны с восточносибирской нефтью отсюда будут отправляться до тихоокеанского побережья по железной дороге. Сегодня на территории одного из самых отдаленных и бедных населенных пунктов в Амурской области, расположенного на многолетнемёрзлых породах, в верхнем течении реки Большой Невер, проживает около 12 тысяч человек. Жить здесь непросто: девять месяцев зимы с морозами в полсотни градусов сменяет короткое северное лето с тучами гнуса. По свидетельству местных жителей, работы в городе нет, строительство жилья не ведется, а в районных школах совсем не осталось учеников. Это неудивительно: еще несколько лет назад добраться до Сковородино можно было только поездом или самолетом. Новая жизнь одного из самых гиблых поселков при Транссибирской магистрали началась с прокладкой трубопровода ВСТО.

Сегодня, когда до Сковородино можно доехать по федеральной трассе «Амур», удаленный городок на севере Амурской области по праву называют центром сервиса ВСТО. Сварочно-монтажные работы стартовали здесь в первых числах июня 2006 года, а последние метры 137 километрового линейного участка до Тынды были сварены еще весной 2007 года. Несмотря на сложные погодные условия, сегодня в районе узловой станции Транссибирской магистрали - Сковородино продолжается сооружение нефтеналивного терминала мощностью 15 млн тонн нефти в год для отправки железнодорожных цистерн до побережья Тихого океана и строительство НПС. Инфраструктура города развивается с каждым днем. В условиях, когда городского гостиничного хозяйства Сковородинского района не хватает, чтобы разместить всех специалистов, задействованных на реализации проекта, для жилья строителей используются административные помещения. В ближайших планах владельцев единственной в городе гостиницы – создание столовой и кафе.

На обслуживании магистрали зарабатывает и местное население Сковородинского района. За год арендная стоимость жилья в северном городе возросла в четыре раза. Аналогичная тенденция характерна для всего рынка, цены на недвижимость в Сковородино в настоящий момент сопоставимы со стоимостью жилья в областном центре региона – Благовещенске. Положительный эффект от реализации проекта сохранится и после завершения строительства на севере Амурской области, запланированного на конец 2009 года. Эксплуатационников для терминала планируется подготовить из сковородинцев. Помимо новых рабочих мест функционирование объекта обеспечит налоговые поступления в районный бюджет. В перспективе здесь может также появиться нефтеперерабатывающий завод. Местные власти возлагают большие надежды на ВСТО, называя магистральный трубопровод единственным шансом для развития городка на границе с Забайкальем.

Возрождение Могота

Сооружение 130-километрового участка магистрального трубопровода на севере Приамурья вдохнуло новую жизнь в бамовский поселок Могот, расположенный в 70 км от Тынды. С ноября прошлого года притрассовый поселок с населением 900 человек стал одной из базовых площадок на участке строительства Восточного нефтепровода от Тынды до границы с Якутией. Сегодня Могот, через который проходит единственная трасса, соединяющая Амурскую область с Якутией, считается перспективным населенным пунктом. В конце прошлого года здесь был полностью выстроен вахтовый поселок со всей инфраструктурой. Нефтяники отремонтировали местную заброшенную столовую, которая после окончания сооружения нефтепровода перейдет в собственность поселка. Еще в начале года в Моготе появилась сотовая связь. Глава Тындинского района Василий Кравцов отмечает, что строительство ВСТО поспособствовало решению одной из наиболее острых проблем - проблемы безработицы местного населения. Кроме того, мизерный бюджет муниципалитета Тындинского района получает отчисления, связанные с сооружением объекта.

Превращение Усть-Кута

Одним из межрегиональных транспортно-логистических узлов на северо-востоке Иркутской области к моменту завершения ВСТО станет город Усть-Кут. Превращение Усть-Кута в один из центров развития Приангарья становится возможным во многом благодаря строительству нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Уже сегодня в Усть-Куте сходятся основные транспортные маршруты, однако с вводом нефтепровода в эксплуатацию, сооружением вдоль трассы трубопровода автомагистрали «Вилюй», а также железнодорожной дороги Лена—Непа—Ленск стратегическое значение узла многократно возрастет. Согласно стратегии развития Иркутской области до 2020 года, создание транспортной инфраструктуры сделает город центром развития производств, обслуживающих добычу и переработку минерально-сырьевых ресурсов северных месторождений и непосредственно Восточного нефтепровода. Губернатор региона Александр Тишанин отмечает, что развитие инфраструктуры Усть-Кута позволит увеличить конкурентоспособность Приангарья и сделает Иркутскую область одним из самых привлекательных для жизни регионов.

Перспективы Находки

Строительство спецморнефтепорта в конечной точке ВСТО на побережье Тихого океана позволит судоходной гавани Находка довести грузооборот до 100 млн тонн в год. В настоящий момент здесь ежегодно отгружается порядка 6 млн тонн нефтепродуктов. Сооружение в расположенной в районе Находки бухте Козьмина морского порта для отгрузки 50 млн тонн нефти в год сделают приморский город одной из самых мощных гаваней России.

Сегодня завершается подготовка к строительству крупнейшего в Приморском крае нефтепорта: заканчиваются буровые работы, проверяется прочность грунта, на котором будет установлено причальное сооружение для швартовки современных супертанкеров дедвейтом до 100 тысяч тонн. Администрация городского округа готовит документацию о передаче зарезервированных под строительство объектов «Транснефти» земельных участков площадью 47,81 га. Согласно проекту, порт будет включать сливную железнодорожную эстакаду, нефтебазу с резервуарным парком, береговые и морские сооружения. Общее количество специалистов, задействованных в Приморском крае на реализации проекта, составит 4800, более 4 тысяч из них – местные.

С самого начала подготовительных работ местная администрация выражает заинтересованность в скорейшем строительстве объекта и оказывает всестороннее содействие при решении связанных с ней вопросов. Губернатор Приморья Сергей Дарькин отмечает, что сооружение спецморнефтепорта в бухте Козьмина не просто позволит увеличить поступления в краевой бюджет и создать новые рабочие места, но и значительно укрепит позиции Приморского края на рынке международных морских перевозок, позволив Находке уже в ближайшей перспективе стать индустриальным центром Приморского края.

Эффект ВСТО многогранен. Магистральный нефтепровод стал стратегическим проектом для российских регионов, который повышает уровень социально-экономического развития всех территорий, участвующих в реализации проекта. Инфраструктурное развитие, повышение инвестиционной привлекательности и уровня доходов населения, улучшение условий жизни – таков этот эффект в местах, многие из которых еще несколько лет назад считались гиблыми.

Ксения Писцова – директор по исследованиям и медиа-проектам АПЭК, заместитель главного редактора портала «Восточный нефтепровод».

28.03.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены