На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

«Транснефть» выбирает южный маршрут

Зиновий Овчар

В конце февраля – начале марта во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске и Биробиджане состоялись презентации Декларации о намерениях (ДОН) по строительству нефтепроводной системы ВСТО-2. Этот документ был подготовлен в дочернем предприятии «Транснефти» ОАО «Гипротрубопровод». О технических характеристиках трубопровода ВСТО-2, изложенных в ДОН, вариантах трассы и новых методах, которые предполагается применить при его строительстве, журналу «ТТН» рассказал генеральный директор «Гипротрубопровода» Зиновий Николаевич Овчар.

Зиновий Николаевич, кто является заказчиком и разработчиком Декларации о намерениях строительства трубопроводной системы ВСТО-2? На основании каких документов она формировалась?

Как известно, заказчиком проекта трубопровода ВСТО-2 является компания «Транснефть» в лице дочернего предприятия «Центр управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан». Генеральным проектировщиком и разработчиком Декларации о намерениях по строительству нефтепроводной системы ВСТО-2 выбран институт по проектированию магистральных нефтепроводов «Гипротрубопровод». Она создавалась на основании следующих документов: Энергетической стратегии России до 2020 года, Поручения Президента РФ от 10 августа 2007 года, Распоряжения Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 1737-р. Декларация может рассматриваться как часть единой системы государственных актов, касающихся проблем освоения углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Когда началась разработка Декларации?

Институт приступил к разработке Декларации 21 января 2008 года на основании технического задания, утвержденного президентом ОАО «АК«Транснефть» Н.П.Токаревым.

Какова главная цель, которую ставили перед собой разработчики Декларации?

Целью разработки Декларации является выбор маршрута прохождения трассы нефтепровода, принятие принципиальных технических решений и предварительное определение технико-экономических показателей строительства трубопроводной системы.

Помимо «Гипротрубопровода», принимали ли участие в создании Декларации другие организации?

Для разработки специальных разделов привлекались некоторые научно-исследовательские и специализированные проектные организации.

Какова планируемая мощность второй очереди нефтепровода ВСТО?

Техническим заданием проекта ВСТО-2 предусматривается, что объем транспортировки нефти, поступающей в спецморнефтепорт Козьмино из Сковородино, составит на первом этапе 30 млн т в год с последующим увеличением до 50 млн т в год при полном развитии трубопроводной системы.

Не могли бы Вы рассказать о маршруте нефтепровода ВСТО-2?

На стадии разработки Декларации о намерениях нашими специалистами было рассмотрено несколько альтернативных вариантов прохождения трассы нефтепровода, после чего были выбраны два наиболее подходящих маршрута. Оба они начинаются от НПС «Сковородино» и проходят до терминала в бухте Козьмино. Маршрут I, или, как мы его условно назвали, Южный маршрут (2694–4657 км), имеет протяженность 1963 км, маршрут II, или Северный маршрут (2694–4597 км), – 1903 км. Предпочтение было отдано Южному маршруту.

Почему из двух вариантов был выбран именно Южный маршрут?

В результате сравнения технико-экономических показателей нефтепроводов по обоим маршрутам, исходя из числа размещенных на них НПС, вместимости резервуарных парков, металлоемкости труб, численности обслуживающего персонала, выбор был сделан в пользу Южного маршрута. Кроме того, нами учитывалось, что в этом случае нефтепровод будет проходить в непосредственной близости от Транссибирской железной дороги, что позволит в процессе его эксплуатации использовать уже имеющуюся инфраструктуру.

По территории каких субъектов Российской Федерации будет проложен нефтепровод ВСТО-2?

В административном отношении проектируемый нефтепровод пройдет по территории следующих регионов РФ:

- Амурской области (протяженность участка трассы составляет 822 км);

- Еврейской автономной области (протяженность – 324 км);

- Хабаровского края (протяженность – 247 км);

- Приморского края (протяженность – 570 км).

Насколько детально прорабатывались варианты маршрута трубопровода?

На стадии разработки ДОН осуществлялись топографо-геодезические, инженерно-геологические и гидрометеорологические камеральные работы. Геодезические работы включали в себя камеральное трассирование и предварительное определение конкурентоспособных вариантов трассы на основании уже имеющихся топографо-геодезических и картографических материалов. Отметим, что при выборе маршрута прежде всего учитывалось прохождение нефтепровода вне зон особоохраняемых природных территорий и тектонических разломов. Генеральное направление трассы трубопровода – с северо-запада на юго-восток.

Насколько сложной с точки зрения сейсмических и климатических условий является местность, где пройдет трасса нефтепровода ВСТО-2?

Трасса будет проложена в сложных инженерно-геологических и климатических условиях. Это обусловлено разнообразием рельефа и ландшафта местности, состава и свойств пород, а также наличием участков многолетней мерзлоты. Сейсмичность отдельных районов достигает семи-восьми баллов. В частности, трасса нефтепровода, проходящая по территории Хабаровского края, пересечет 75 водных преград, в том числе 9 рек шириной свыше 75 м.

Какие параметры будут у нефтепровода ВСТО-2? Какой типоразмер труб планируется на нем использовать?

Нефтепровод общей протяженностью 1963 км будет иметь однониточное исполнение. Протяженность участка от НПС «Сковородино» до НПС в районе г. Хабаровска составит 1182 км, диаметр трубы – 1067 мм; протяженность участка от НПС в районе г. Хабаровска до спецморнефтепорта Козьмино – 781 км, диаметр трубы – 1020 мм.

Известны ли на сегодняшний день параметры, характеризующие работу проектируемого нефтепорта Козьмино?

Запроектированный ранее терминал СМНП Козьмино рассчитан на прием танкеров дедвейтом от 80 до 150 тыс. т. При расширении нефтепорта на первом этапе предполагается дооборудовать второе причальное место стендерами для возможности одновременного налива двух танкеров. При полном развитии трубопроводной системы потребуется строительство третьего причала.

Принимал ли участие «Гипротрубопровод» в процессе проектирования нефтепорта?

Институт проектировал припортовую нефтебазу и береговые сооружения.

Какие технологические решения предполагается использовать на наиболее ответственных с точки зрения потенциальной опасности для окружающей среды участках?

В рамках предварительного изучения экологических аспектов проекта ВСТО-2 определены наиболее ответственные участки трассы, для которых требуются проведение специальных исследований и применение особых технических решений. К ним, например, относится сооружение подводных переходов через водные преграды. Конкретный способ строительства подводного перехода определяется на следующей стадии проектирования – разработки ТЭО по результатам инженерно-геологических изысканий. На практике, в зависимости от геологических условий, ширины водной преграды и с учетом возможности реализации технологии ведения работ, строительство подводных переходов может осуществляться траншейным способом, методами наклонно направленного бурения или микротоннелирования. Обеспечение требуемой надежности конструкции подводного перехода достигается:

- назначением категории участка трубопровода «В» с соответствующим увеличением толщины стенки трубы;

- применением труб с улучшенными прочностными характеристиками металла;

- контролем сварных соединений, включающим 100%-ный контроль визуально-измерительным и ультразвуковым способами, а также двукратный 100%-ный контроль радиографическим методом;

- использованием труб с заводским специальным защитным покрытием толщиной не менее 3,5 мм;

- проверкой состояния изоляции нефтепровода методом катодной поляризации на соответствие сопротивления проектным значениям;

- проведением трех этапов гидравлических испытаний трубопровода;

- внутритрубной диагностикой с дополнительными пропусками профилемера и ультразвукового прибора после завершения строительно-монтажных работ.

На участках, подверженных сейсмическим явлениям, планируется применять специальные мероприятия по углублению траншеи, уполаживанию откосов, замене местного грунта привозным крупнозернистым песком и т. д. Предполагается использовать трубы с трехслойным покрытием экструдированным полиэтиленом. Для подводных переходов предусматривается использование труб с повышенной толщиной стенки, заводской изоляцией и 100%-ным ультразвуковым контролем тела трубы: ультразвуковым и рентгенографическим методами. На участках тектонических разломов будет осуществляться прокладка трубопровода с устройством компенсаторов в уширенной траншее с засыпкой ее привозным крупнозернистым песком.

Можно ли привести примеры прогрессивных технологий, которые предполагается применить при прокладке трубопровода ВСТО-2?

Сварку труб планируется производить автоматическим или полуавтоматическим способом со 100%-ным контролем визуальноизмерительным, радиографическим и ультразвуковым методами, обеспечивающими высокое качество сварных швов и соответственно безаварийную эксплуатацию нефтепровода. Стыки будут изолироваться термоусадочными манжетами. После укладки и засыпки трубопровода проводятся гидроиспытания, внутритрубная инспекция (профилеметрия, ультразвуковой контроль), позволяющие еще до ввода магистрали в эксплуатацию получить объективные сведения о ее состоянии. Конкретные инженерные мероприятия по защите трассы нефтепровода от опасных геологических процессов будут разрабатываться на последующих стадиях проектирования на основе данных инженерных изысканий. Все технические и технологические решения, содержащиеся в проектной документации, будут полностью соответствовать законам и подзаконным актам Российской Федерации, техническим регламентам ОАО «АК «Транснефть», соблюдать требования федеральных и территориальных нормативных документов, технических условий и согласований административных, контрольных и надзорных органов субъектов РФ, обеспечивающих эксплуатационную надежность, промышленную и экологическую безопасность трубопроводной системы. Следует отметить, что для проекта ВСТО были разработаны специальные нормы проектирования и строительства, позволяющие осуществлять прокладку нефтепровода в зонах с сейсмичностью до 10 баллов и в районах с многолетнемерзлыми грунтами. В соответствии с указанными нормами при строительстве будут использоваться трубы, изготовленные из металла с повышенной ударной вязкостью.

Какие нестандартные технические решения планируется применить на проектируемых НПС?

Для надежной работы магистрального нефтепровода на НПС, расположенных на горных участках, перед отдельными резкими повышениями рельефа предусматривается установка резервуаров, которые обеспечат безостановочную работу нефтепровода. В целях предотвращения образования неполного сечения за перевальными точками рельефа профиля нефтепровода, возникающего при снижении перекачки или при ее остановке, рассматривается возможность установки узлов регуляторов давления «до себя».

Кстати, что будут представлять собой НПС на нефтепроводе ВСТО-2?

НПС будут спроектированы на основании уже существующих типовых технических решений и будут состоять из следующих объектов и систем:

- магистральной насосной;

- подпорной насосной;

- маслосистемы;

- узла регулирования давления;

- фильтров-грязеуловителей;

- блока ССВД;

- резервуарного парка;

- кабельной эстакады;

- операторной, ЗРУ, КТП;

- дизельной электростанции;

- насосной станции пожаротушения;

- насосной оборотного водоснабжения;

- насосной станции хозяйственно-питьевого водоснабжения;

- котельной;

- закрытой стоянки техники с ремонтным блоком;

- служебно-бытового корпуса с узлом связи.

Вы еще не рассказали о проблемах энергообеспечения.

Что касается внешнего энергообеспечения, то на этой стадии проектирования, источники электроэнергии выбираются по признаку наименьших расстояний до потребителей. Выбор источников будет корректироваться на основании возможностей генерирующих мощностей и полученных технических условий на следующих стадиях проектирования.

Какие еще современные технические решения планируется применить на нефтепроводе ВСТО-2?

Нефтепровод будет оснащен комбинированной системой обнаружения утечек, использующей различные алгоритмы их выявления, а также обеспечивающей определение местоположения утечек на основе анализа волн давления и распределения давлений вдоль трубопровода. При этом предложено применить методы объемного баланса и связи давления в трубопроводе с расходом жидкости, проходящей по трубопроводу в нестационарном режиме. Работа нефтепровода будет динамически моделироваться на основе математических расчетов режимов, полученных при обработке данных о состоянии технологического оборудования и заложенных в модель алгоритмов работы, с учетом действий оперативного персонала, прогнозов развития процессов и предупредительных сообщений.

Расскажите, пожалуйста, о системе управления нефтепроводом ВСТО-2.

Нефтепровод ВСТО-2 предполагается оснастить единой территориально распределенной системой управления (ЕСУ), обеспечивающей контроль за технологическими объектами и управление основным и вспомогательным оборудованием МН как по месту – из диспетчерских пунктов или операторных промежуточных НПС, так и по всей трассе, централизованно – из территориального диспетчерского пункта (ТДП) в г. Хабаровске. ЕСУ обеспечит:

- автоматизированное поддержание заданного режима работы;

- осуществление диагностики состояния оборудования и самого нефтепровода, а также предотвращение аварий;

- автоматизацию операций на технологических объектах нефтепровода;

- автоматизированную обработку информации для осуществления учетных операций и анализа работы нефтепровода;

- взаимодействие с центральным диспетчерским пунктом ОАО «АК «Транснефть», системами управления смежных участков магистральных нефтепроводов и СМНП Козьмино.

В целях надежной и безотказной работы ЕСУ предусматривается резервировать оборудование и каналы передачи информации, а также обеспечить бесперебойность электропитания особой группы I категории. В качестве резервного полнофункционального центра управления в системе управления планируется использовать резервный ТДП. Сохраняя преемственность с системой ВСТО-1, на нефтепроводе ВСТО-2 средства связи будут проектироваться на базе цифровой радиорелейной линии и системы спутниковой связи, состоящей из комплекса малых наземных станций спутниковой связи.

Какое внимание уделяется в проекте вопросам экологической безопасности трубопровода?

Нами будут закладываться самые современные технические решения с точки зрения сохранности окружающей среды территорий, по которым пройдет нефтепровод. Эти решения будут использоваться как при его строительстве, так и эксплуатации, для чего разработаны соответствующие природоохранные мероприятия в рамках новой Экологической политики ОАО «АК «Транснефть».

Можно сказать, что при разработке Декларации к решению экологических проблем применен системный подход…

Да, это так. В Декларации о намерениях строительства нефтепровода ВСТО-2 предложен к реализации комплекс природоохранных мероприятий по защите компонентов природной среды, включая атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды, почвы и земельные ресурсы, флору и фауну. Отмечу, что в соответствии с действующим законодательством на следующей стадии проектирования нефтепровода предусматривается проведение археологических исследований и разработка раздела «Охрана объектов культурного наследия». Целью природоохранных мероприятий является исключение или максимальное снижение негативного воздействия на компоненты окружающей среды при строительстве и эксплуатации объектов нефтепроводной системы. При этом проводятся наиболее прогрессивные организационные мероприятия и применяются технологии, отражающие современный уровень технического развития в области охраны окружающей среды и природопользования. В соответствии с требованиями российского природоохранного законодательства на следующих стадиях проектирования будет выполнена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), включающая проведение в полном объеме комплекса инженерно-экологических изысканий и разработку раздела «Охрана окружающей среды». При этом особое внимание будет уделено мнению общественности, для чего планируется организовать общественные обсуждения во всех районах прохождения трассы нефтепровода.

Каковы на сегодняшний день оценки стоимости проекта ВСТО-2?

Стоимость проекта будет определена сметно-финансовым расчетом на последующей стадии проектирования – при разработке ТЭО.

В каком состоянии в настоящее время находится процесс проектирования нефтепровода ВСТО-2?

Институт уже приступил к разработке ТЭО (проект). Мы планируем закончить эту работу в ноябре 2008 года.

Что даст строительство трубопровода ВСТО-2 регионам Восточной Сибири и Дальнего Востока?

Создание нового экспортного направления транспортировки российской нефти позволит развить ресурсную базу жидких углеводородов на востоке России, выйти на внешний рынок, образовать множество новых рабочих мест, увеличить доходы в бюджеты всех уровней и диверсифицировать для нефтяников поставки нефти как на запад, так и на восток. По предварительной оценке, дополнительные отчисления в бюджет Приморского края в период строительства нефтепровода составят около 470 млн руб., а ежегодные поступления во время эксплуатации – примерно 130 млн руб. Только в Приморском крае после вывода нефтепровода ВСТО-2 на проектную мощность будут созданы более 600 рабочих мест. Особо отмечу, что этот процесс в трубопроводной отрасли имеет мультипликативный эффект, поскольку образование одного рабочего места повлечет создание пяти-шести рабочих мест в смежных отраслях и сфере обслуживания. Важно отметить, что для строительства и эксплуатации нефтепровода ВСТО-2 помимо привлечения специалистов будет организована подготовка квалифицированных кадров на местах. Предусматривается максимальное использование региональных квалифицированных кадров. Опыт строительства нефтепровода ВСТО-1 показывает, что из общего числа персонала, задействованного на строительстве нефтепровода, около 50 % составляют местные жители. Проектом организации строительства нефтепровода ВСТО-2 предусматривается использование в Приморском крае на первом этапе строительства нефтепровода около 4,8 тыс. человек, из них примерно 2,4 тыс. – местные жители. Если говорить о Приморском крае, то необходимо отметить, что строительство и ввод в эксплуатацию системы ВСТО-2 придадут мощный импульс развитию экономики края. Основой этого процесса станет появление в крае по сути новой отрасли производства – трубопроводного транспорта нефти. И, как следствие, развитие смежных с ней отраслей: энергетики, машиностроения, транспорта, строительства, производства строительных материалов и др., а также формирование социальной сферы. В связи с тем что трубопроводный транспорт наиболее надежный и дешевый способ поставки нефти, в крае создается потенциальная база для образования предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, а растущий внутренний спрос на ее продукцию и производство местных конкурентоспособных нефтепродуктов, в конечном счете, положительно повлияют на формирование цен на все товары и услуги и будут способствовать экономическому развитию края.

После проведенных презентаций можно ли сказать, что проект ВСТО-2 пользуется поддержкой региональных властей?

Безусловно, региональные правительства обещают оказать строителям нефтепровода всяческую поддержку и содействие в решении вопросов, связанных с сооружением Восточной магистрали.

Источник: Трубопроводный транспорт нефти»

10.04.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены