На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Николай Токарев: реализм как стратегия

Евгений Махортов

Приход в «Транснефть» Николая Токарева положил начало пересмотру стратегии компании. Изменения коснулись в первую очередь экологической, подрядной и тарифной политики. Кроме того, были определены приоритетные для компании проекты, на реализацию которых планируется направить основные ресурсы. Подобный подход позволяет мобилизовать усилия для выполнения значимых общегосударственных проектов в области развития топливно-энергетического комплекса и модернизации удаленных российских регионов.

Ключевой проект «Транснефти» -- строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Именно на его реализацию направлены сейчас основные усилия корпорации. Строительство ВСТО сопряжено с существенными экологическими, политическими и экономическими рисками, что требует от компании максимальной концентрации имеющихся ресурсов.

Суть новой экологической политики компании заключается в постоянном мониторинге воздействия строительства ВСТО на окружающую экосистему и опубликовании результатов выездных проверок. Это особенно существенно: трасса прокладывается в условиях повышенной сейсмической активности и вечной мерзлоты, с большим количеством подводных переходов. Однако благодаря прозрачной политике компании в области экологического контроля «Транснефти» удается в максимально короткие сроки исправлять предписания проверяющих ведомств и предупреждать возможные претензии в будущем.

В «Транснефти» при Токареве существенно изменилась переговорная политика. Топ-менеджменту корпорации удалось убедить российские нефтяные компании в том, что сроки осуществления проекта должны быть скорректированы. Реализм Токарева и его команды позволил сделать более реалистичными и планы нефтедобытчиков.

В последние годы наблюдается сокращение добычи нефти практически у всех крупных российских нефтяных компаний. Это особенно заметно у «Сургутнефтегаза», прирост добычи которого по итогам 2007 года составил всего 0,9%. Однако руководство «Транснефти» создало реальную возможность прокачки нефти в реверсном режиме на участке Тайшет – Талакан с конца 2008 года, что позволит избежать экономических потерь для нефтяных компаний. На сегодня все ключевые ВИНК, участвующие в заполнении трубы, поддержали это решение.

Существенно ускорился процесс согласования маршрута ВСТО с профильными ведомствами и главами регионов, по территории которых будет проложена труба. А ведь в ситуации, когда маршрут подвергается регулярным корректировкам в связи с экологическими, политическими и экономическими требованиями властей, задержка в переговорах может существенно увеличить стоимость проекта и сроки его сдачи.

После прихода Токарева существенные коррективы были внесены и в подрядную стратегию компании. Некоторые генподрядчики существенно отставали по срокам строительства, а система расходования средств не была полностью прозрачной. Главную роль при выполнении подрядных работ будут играть структурные подразделения «Транснефти» -- и это уже происходит. Решение об отказе от услуг сторонних подрядчиков позволяет усилить контроль за ходом реализации ВСТО, а также повышает прозрачность выполнения строительных работ и расходования средств.

Именно Токарев добился сохранения прогнозного тарифа на прокачку нефти в размере $38,8, что выгодно для нефтяных компаний: повышение тарифа может сделать эксплуатацию нефтепровода нерентабельной и поставить под сомнение реализацию всего проекта. Несмотря на увеличение сроков окупаемости проекта, компанией была выбрана стратегия на построение конструктивного диалога в первую очередь с основными пользователями ВСТО – нефтяными компаниями. Поэтому сохранение уровня прогнозного тарифа выглядит вполне оправданным.

Токарев не делает громких заявлений и агрессивных публичных шагов, не берет на себя невыполнимых обязательств. И тем не менее система мер, которые предпринимают президент «Транснефти» и его команда в отношении ВСТО, -- это ясная, комплексная и продуманная стратегия.

Евгений Махортов – аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru

14.04.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены