На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Приоритеты ВСТО - надежность и безопасность

Михаил Барков

Строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО), осуществляемое в соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 года, является важнейшим трубопроводным проектом страны.

Проводимая компанией "Транснефть" работа по созданию нового восточного экспортного направления уже дала ощутимый толчок развитию в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи нефти, а также росту уровня социально-экономического развития региона.

Реализация столь значимого для страны проекта базируется на применении целого ряда особых технических решений, разработанных специалистами компании в тесном взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими центрами Сибири и Дальнего Востока.

В частности, при проектировании нефтепровода на участках повышенной сейсмичности были проведены специальные комплексные работы по оценке сейсмической опасности. Работы проводились ФГУП "Атомэнергопроект" при участии Института физики Земли РАН, Института земной коры СО РАН, Байкальского и Якутского филиалов геофизической службы СО РАН и других институтов.

На основании данных Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и территориального агентства по недропользованию Амурской области получены сведения о месторождениях подземных вод и условиях прохождения трассы трубопровода по отношению к зонам санитарной охраны. Трасса нефтепровода на всем протяжении не пересекает зон санитарной охраны месторождений и водозаборов подземных вод, в связи с чем был сделан справедливый вывод об отсутствии негативного воздействия на качество подземных вод указанных месторождений и водозаборов.

Для разработки программ мониторинга окружающей среды и сейсмического мониторинга для ТЭО ВСТО привлекались следующие научные институты и организации: Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (Иркутск), ООО НПП Природоохранный центр (Благовещенск), Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова (ИМЗ СО РАН) (Якутск), Институт криосферы Земли СО РАН (Тюмень), ООО "Промнаука" (Технический институт (филиал) ЯГУ им. М.К. Аммосова (Нерюнгри).

Хотел бы отметить, что при проектировании объектов ВСТО экологическая составляющая в большинстве случаев являлась для нашей компании определяющим фактором при выборе того или иного технического решения. Примером тому может служить детальная проработка вопроса о безопасности подводного перехода нефтепровода через реку Лена, проведенная в связи с обращениями ряда общественных организаций.

Для изучения вариантов прокладки перехода нефтепровода через реку Лена специалистами компании и проектными институтами были дополнительно рассмотрены результаты геологических изысканий и приняты технические решения. Еще на подготовительном этапе проектирования были проработаны пять вариантов пересечения реки Лена. В конечном итоге был утвержден переход ниже города Олекминска.

Выбор створа перехода в данном месте обусловлен несколькими причинами, из которых наиболее существенными являются устойчивость русла в плановом отношении, его прямолинейность и форма поперечного сечения, ряд других факторов. В результате проведенных изысканий установлено, что особенности геологических пород в пределах русла не позволяют осуществить строительство подводного перехода бестраншейными методами проходки.

Траншейный способ строительства перехода через Лену принят за основу после анализа всех возможных способов строительства и выбран как наиболее апробированный в разных грунтовых условиях, имеющий самую отлаженную и регулируемую технологию строительства. Заметим, что более 94 процентов переходов нефтепроводов через водные преграды в Российской Федерации, в том числе через Волгу (протяженность 3409 метров), Енисей (800 метров) и Обь (1013), построены траншейным способом и эксплуатируются без аварий в течение 25 и более лет.

Принятый способ строительства также рекомендуется независимой экспертной организацией "Гипроречтранс". Проект перехода получил положительное заключение экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности, Ростехнадзора РФ, а также федеральных и региональных органов власти.

Учитывая вопрос о безопасной эксплуатации подводного перехода, "Транснефть" разрабатывает специальный "Регламент технической эксплуатации перехода магистрального нефтепровода ВСТО через реку Лена", в котором будут определены требования к контролю за техническим состоянием подводного перехода при его эксплуатации. Регламент будет содержать требования к проведению диагностического обследования подводного перехода внутритрубными дефектоскопами через три года после ввода в эксплуатацию и в последующем каждые шесть лет. Через каждые три года предполагается проводить техническое обследование планово-высотного положения трубопровода, мониторинг состояния береговых участков. Кроме того, предусматривается топографическая съемка по обе стороны перехода, гидролокационная и гидрографическая съемка дна реки.

В соответствии с требованиями нормативных документов "Транснефти" на подводном переходе организуется постоянный пост наблюдения. После завершения строительно-монтажных работ, еще до ввода подводного перехода в эксплуатацию, для выявления дефектов будет проведена внутритрубная диагностика перехода с использованием внутритрубных инспекционных приборов.

Траншейный способ прокладки подводного перехода через Лену гарантирует обеспечение безопасной эксплуатации перехода в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Заметим, кстати, что на днях Верховный суд Якутии, рассматривавший претензии некоторых общественных организаций, признал их необоснованность и подтвердил полное соответствие законодательству РФ заключение Государственной экологической экспертизы по проекту.

Решения, разработанные "Транснефтью" в рамках природоохранных мероприятий, предусмотренных при строительстве магистральной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", были представлены делегатам выставки и конференции "Трубопроводный транспорт-2008", прошедших 15-17 апреля в Экспоцентре на Красной Пресне.

Двухдневная дискуссия экспертного сообщества была посвящена новейшим технологиям проектирования и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Об обеспечении устойчивости и экологической безопасности системы ВСТО в сложных сейсмогеологических условиях участникам конференции рассказал президент АНО НИИЦ "Геориск", доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик РАЕН С.Л. Кофф. Ученый отметил, что методика идентификации и стратегия смягчения потенциальных природных рисков разрабатываются на основании специальных геолого-экологических карт среды и являются индивидуальными параметрами для каждого объекта трубопроводного транспорта. Преимущество картирования - возможность прогнозирования динамики изменения показателей окружающей среды, в частности, с началом промышленного освоения территорий.

Набор карт, отмечающих особенности режима природных территорий, по которым сегодня проходит трасса ВСТО, был создан за несколько лет до начала реализации проекта. В ходе геологических изысканий было выделено около 100 зон с различной вероятностью природных катаклизмов. Сегодня, накладывая маршрут ВСТО на наши карты, мы видим, что он идет по одному из лучших, самых спокойных участков.

Михаил Барков – вице-президент ОАО «АК «Транснефть»

Источник: «Российская газета»

07.05.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены