На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

300 миллиардов для инфраструктуры

Ксения Писцова

Сооружение первых 2,7 тысяч километров Восточного нефтепровода завершается. По проекту уже проведено более 90% тендеров, большая часть стоимости работ выплачена авансом, полностью реализована программа по закупкам оборудования. В соответствии со сметой ВСТО-1 средняя стоимость одно километра трассы с учетом сооружения сопутствующей инфраструктуры на участках повышенной сложности составляет 100 млн рублей или чуть более $4 млн. Внушительные затраты необходимы для реализации стратегии инфраструктурного развития страны.

Стоимость первой очереди нефтепровода, проходящего по маршруту Тайшет-Усть-Кут-Талакан-Алдан-Сковородино, составляет 303 млрд рублей, 200 из них уже законтрактованы. Все оставшиеся выплаты будут произведены по результатам реально выполненной деятельности, которая должна быть подтверждена документально. Полностью завершить строительно-монтажные работы по линейной части объекта планируется к концу текущего года. Между тем помимо линейной части проект включает сооружение семи нефтеперекачивающих станций, с резервуарным парком общим объемом 800 тыс. кубометров, объектов связи и внешнего электроснабжения, автономной дизельной электростанции, единой информационной системы управления, а также строительство специализированного морского нефтеналивного терминала в Приморском крае стоимостью 43 млрд рублей. По словам президента «Транснефти» Николая Токарева, реализация ВСТО-1 сегодня соответствует финансовому графику -- дополнительных заимствований компании не потребуется.

Изначально предполагалась, что трасса трубопровода пройдет по маршруту Тайшет-Усть-Кут-Казачинское-Тында-Сковородино и обойдется «Транснефти» в $6,650 млрд в ценах 2004 года. Однако изменение номенклатуры работ по первоначальному графику наряду с высоким уровнем инфляции обусловили необходимость корректировки бюджета проекта. На стоимость ВСТО-1 повлияли и перенос конечной точки трубопроводной системы из бухты Перевозная в бухту Козьмина, и удлиннение маршрута нефтепровода севернее Байкала. Для обхода озера потребовалось строительство дополнительных 460 километров линейной части, а также около 1700 километров электросетей для внешнего снабжения объекта. Кроме того, существенно вырос объем работ по обеспечению внешней связи, увеличились транспортные затраты. В результате бюджет проекта изменился на $2,26 млрд. Увеличилась и стоимость строительно-монтажных работ по первому пусковому комплексу ВСТО, которая на основании данных Минэкономразвития и Росстроя была пересчитана с применением индекса 1,34.

Существенным фактором, отразившимся на смете первой очереди, стал и рост цен на оборудование для реализации проекта. В результате удорожания труб смета ВСТО-1 выросла на $1,826 млрд. Текущая динамика роста цен на продукцию российских производителей труб действительно впечатляющая. Только за последнее время стоимость труб большого диаметра, используемых для строительства ВСТО, выросла на 20%.

Строительство магистральной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» финансируется «Транснефтью» за счет собственных и заемных ресурсов. Средства для сооружения ВСТО компания привлекает путем банковского кредитования (кредитная линия на 146 млрд руб открыта Сбербанком) и выпуска долговых ценных бумаг (общий объем $500 млн и 700 млн евро). При подобных масштабах инвестиций немаловажными являются вопросы рентабельности ВСТО. Одним из решений проблемы может стать введение сетевого тарифа, который позволит сделать равноэффективной транспортировку по системе «Транснефти» вне зависимости от направления.

Магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» -- объект не дешевый. Однако проект общенационального значения не стоит рассматривать как сугубо коммерческий. Нефтепровод играет важную роль в обеспечении энергетической безопасности России и является катализатором развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Трасса ВСТО сооружается в поймах рек, на болотах, многолетнемерзлых и скальных грунтах, проходит по территориям, где еще не ступала нога человека. В рамках проекта планируется дополнительно построить 300-400 км дорог. Помимо хороших транспортных коммуникаций, нефтепровод обеспечит российские регионы сырьем и энергией, станет существенной финансовой подпиткой для небольших муниципальных бюджетов.

Ксения Писцова – директор по исследованиям и медиа-проектам АПЭК, заместитель главного редактора портала «Восточный нефтепровод».

22.05.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены