На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

Приморский край: восточный форпост

Анна Анненкова

Морской транспорт традиционно играет важную роль во внешнеторговом обороте России, обеспечивая поставки энергоносителей и других товаров на новые перспективные рынки. В транзите через территорию нашей страны восточным форпостом России можно по праву считать Приморский край. Пока региону не удалось в полной мере использовать свое географическое преимущество, однако сооружение спецморнефтепорта Козьмино позволит значительно увеличить внешнеторговый оборот края. После ввода в эксплуатацию объектов в конечной точке ВСТО, Приморье займет достойное положение не только среди российских регионов, но и на рынке морских перевозок.

В международной торговле на долю морских перевозок приходится 34% (28% железнодорожные перевозки, 21% перевозки автомобильным транспортом, 17% авиаперевозки). В последние годы индустрия переживает подъем – за последние 15 лет объем грузов, перевезенных по мировым морям и океанам, вырос в 2,3 раза – до 9 млрд. тонн. Причём особенностью современного развития международных морских перевозок является то, что в них всё более возрастает участие развивающихся стран, доля торгового флота которых в мировом тоннаже превысила 15%. Доля российских судоходных компаний в общем объеме экспортно-импортных перевозок составляет порядка 5%.

В 2007 году суммарный грузооборот морского портового комплекса России превысил 450 млн. тонн, что на 7,2% выше результата 2006 года. Доля дальневосточных портов в увеличилась до 17,6%. Суммарный грузооборот портов ДФО вырос на 15% и достиг 79,7 млн. тонн. Впервые за последние годы порты Дальнего Востока показали положительную динамику. Прирост на уровне 10 млн. тонн обеспечили наливные грузы (нефть и нефтепродукты), объем переработки которых вырос более чем на 60% до 26 млн. тонн. При этом доля Приморского края по перевалке нефтепродуктов составила более 65% от общего объема ДФО.

Сегодня основными ограничителями в развитии Дальневосточного региона (и в частности, Приморского края) являются недостаточная пропускная способность железных дорог, удорожающее «плечо» перевозок и общая ориентация российского экспорта на Европу (более 60%). Отягощающими факторами становится также отсутствие трубопровода как наиболее выгодного способа доставки нефти к портам, менее развитая инфраструктура, а также небольшая численность населения, и как следствие - нехватка кадров, способных качественно обслуживать транспортную инфраструктуру. Налицо и действие нескольких субъективных факторов – сильной криминализации экономики края (включая портовое хозяйство), постоянных переделов собственности и низкого качества управления. Между тем в перспективе доля Дальневосточного бассейна в общем грузообороте России может достигнуть 30-35%, что позволит Приморскому краю занять достойное положение как во внутреннем «балансе сил», так и в международной торговле.

Стратегия развития морского транспорта ДФО предусматривает создание достаточного количества транспортных мощностей и, прежде всего, для транспортировки углеводородов и продуктов их переработки. Одним из объектов, предусмотренных федеральной программой развития Дальнего Востокаявляется сооружение портового комплекса для перевалки нефти в бухте Козьмина в районе Находки. Не секрет, что именно ВСТО, конечной точкой которого будет спецморнефтепорт Козьмино, станет основой развития восточных регионов России. По мнению экологов, бухта в районе Находки является наиболее удачным вариантом для размещения объекта, так как она закрыта, а течения способны быстро очищать прибрежные воды в случае аварийных разливов нефти.

В настоящее время в Находке действует 4 основных порта, общая мощность которых составляет более 30 млн. тонн. Сооружение нефтяного терминала в конечной точке Восточного нефтепровода мощностью 50 млн. тонн увеличит грузооборот Находки более чем два раза и сделает город одним из крупнейших по объему перевалки энергоносителей. Сооружение объекта станет плацдармом для социально-экономического развития Дальнего Востока и позволит решит многие проблемы региона. Прежде всего, речь идет о снижении уровня безработицы и повышении уровня жизни местного населения, которое приостановит миграционный отток жителей. Только на сооружении объектов морского порта до сентября 2009 года будет задействовано три тысячи человек. Значительное количество привлеченных на строительство специалистов составят местные кадры. Генеральный подрядчик строительства - корпорация «Инжтрансстрой» уже привлекла на реализацию проекта Находкинский судоремонтный завод.

Одной из стратегических задач развития Приморского края сегодня является максимально эффективное использование своего транзитного потенциала. До настоящего момента региону не удалось в полной мере использовать свое географическое преимущество – по объему внешнеторгового оборота на душу населения Приморье более чем на треть уступает среднероссийским показателям и занимает место в четвертом десятке регионов страны. Несмотря на выгодное расположение, присутствие иностранного бизнеса в регионе незначительно, объем прямых иностранных инвестиций также относительно невелик. Для комплексного развития края и Дальнего Востока в целом необходимо создание и модернизация инфраструктуры и, прежде всего, транспортной ее составляющей. Помимо строительства Восточного нефтепровода развитие транспортных мощностей включает расширение сети железных и автомобильных дорог, а также совершенствование портовых мощностей. Речь идет так о масштабной модернизация подъездных путей к бухте Козьмина, так и о завершении трассы «Амур» (Чита-Хабаровск) и реконструкции трассы Хабаровск-Владивосток с ответвлением на порт Находка.

Между тем акцент федеральной программы развития ТЭК Дальнего Востока сделан на развитии перерабатывающих производств, позволяющих говорить о максимальной добавленной стоимости экспортируемых продуктов. Развитие нефтегазового комплекса в ДФО предусматривает создание до 2020 года более десяти перерабатывающих производств, в том числе связанных с ВСТО. Кроме нефтяного терминала в бухте Козьмино, в Приморском крае планируется построить НПЗ и завод по производству сжиженного природного газа, а также завод нефтехимического машиностроения. Разработку ТЭО НПЗ в Находке (мощностью 20 млн. тонн и глубиной переработки 93%) оператор проекта - НК «Роснефть» планирует завершить уже в июле 2008 года. Соответственно, о начале строительства объекта можно говорить уже в ближайшей перспективе.

У Приморья есть все шансы для устойчивого развития и возможность стать активным представителем интересов страны в АТР. «Становым» проектом развития края является сооружение ВСТО. Для успешной реализации поставленных задач необходим комплексный подход.

Анна Анненкова - старший специалист аналитического отдела ИК "Баррель"

19.06.08

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены