На главную Почта Архив
     
 
http://www.vstoneft.ru
  Маршрут-новости
  Маршрут-мнения
  Маршрут-аналитика
  Маршрут-картография
  Маршрут-фото
  Маршрут-видео
 

версия для печати

14.02.12: Виктор Марков, старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»: «Транснефти» вслед за «Газпромом» пора задуматься о покупке белорусских активов


Россия - мировой лидер по экспорту энергоносителей, при этом большая часть ресурсов экспортируется по трубопроводам. Для дальнейшего сохранения лидирующих позиций государству кроме наращивания добычи углеводородов необходимо обеспечить надежность работы транспортных систем.

 Однако гарантировать бесперебойность поставок энергоресурсов можно только в случае контроля над трубопроводами, а также наличии альтернативных маршрутов. Мы уже были свидетелями того, как из-за проблем с транзитом нефти по территории Белоруссии и Украины страдал имидж России как надежного поставщика энергоресурсов, а европейские партнеры активизировали деятельность по поиску других экспортеров.
 
 «Газпром», столкнувшись ранее с проблемами транзита российского газа через территорию соседних государств, пошел по пути диверсификации и получения контроля над активами, обеспечивающими транзит. В прошлом году концерн построил обходной газопровод «Северный поток», продвигает новый обходной маршрут «Южный поток», а также получил контроль над газотранспортной системой Белоруссии через покупку «Белтрансгаза». Предпринятые «Газпромом» меры позволили европейским потребителям забыть о проблемах с транзитом российского газа.  
 
 Но Россия экспортирует еще и нефть. Поэтому проблема надежности экспорта стоит и перед «Транснефтью». Значительные объемы российского «черного золота» транспортируются в западном направлении через территорию Белоруссии по нефтепроводу «Дружба». Ежегодно по этому маршруту транзитом в Европу идет 75-80 млн. тонн нефти. Ранее «Транснефть» высказывалась против участия в приватизации белорусской трубы: компания занималась строительством обходного маршрута БТС-2. Однако сейчас ситуация существенно изменилась: против Ирана в ЕС введены санкции на экспорт нефти, возникла непредсказуемая проблема с Ормузским проливом.
 Поэтому «Транснефти», несмотря на запуск БТС-2, было бы выгодно иметь в запасе еще один собственный маршрут для поставок на европейские рынки. Белорусские активы в этом случае являются наиболее подходящими. Тем более что Россия и Белоруссия теперь живут в едином экономическом пространстве, максимально сближают законодательство, в том числе налоговое. Это означает одинаковую методику определения тарифов, одни и те же стандарты материалов, продукции и нормативных документов.
 
 Недавно белорусский вице-премьер Сергей Румас заявил о том, что нефтепроводы Белоруссии могут быть включены в план приватизации на 2012 год. Очевидно, Минск готов к продаже «трубы», поскольку понимает, что затягивание приватизации только уменьшает их стоимость. При этом стоимость белорусской нефтетранспортной системы снижается еще и из-за строительства БТС-2: Белоруссия день за днем теряет свой основной козырь в транзитном давлении на Россию. Сложившаяся ситуация позволяет умерить запросы белорусской стороны и сделать стоимость нефтепроводной системы вполне адекватной.
 
 Для контроля над белорусской частью «Дружбы» «Транснефти» достаточно купить 51% акций компании-владельца, а для финансирования покупки можно использовать предстоящую приватизацию самой российской компании. Например, «Транснефть» покупает трубу за $1,5 млрд.; госпакет увеличивается с 78% голосующих акций до 85%. Тогда можно будет продать впоследствии около 10% акционерного капитала, а вырученные средства значительно покроют все затраты на белорусское приобретение.
 Так или иначе, возможная покупка белорусских нефтепроводов усилит позиции России на европейском энергетическом рынке, снизит риски транзита нефти, а также ускорит интеграционные процессы между двумя странами, входящими в единое экономическое пространство.
 
Источник: «Финам.инфо»

О проекте | Контакты | Архив | На главную
© Экспертный портал "Восточный нефтепровод". Все права защищены